Транспортный контроль должен  осуществляться  на  внешней  границе Таможенного союза 07.04.2013

Транспортный контроль должен осуществляться на внешней границе Таможенного союза


15 марта вступил в силу Федеральный закон от 04.03.2013 N 17-ФЗ, которым ратифицировано Соглашение об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Таможенного союза (далее – Соглашение). Соглашение было заключено между странами Таможенного союза (далее – ТС, Союз) 22 июня 2011 г. Данный международный акт был принят для исключения дублирующих функций уполномоченных органов стран ТС по осуществлению транспортного контроля на внутренних границах стран ТС. Рассмотрим основные положения Соглашения. 

Транспортные средства, которые следуют в государство ТС через территорию другого государства Союза, должны проходить транспортный контроль на внешней границе ТС. Контроль осуществляется согласно законодательству страны, через территорию которой следует транспортное средство, и в соответствии со ст. ст. 4 – 6 Соглашения. Органы транспортного контроля должны взаимно признавать документы, оформленные ими по результатам контроля. 

Напомним, что Федеральным законом от 28.12.2010 N 394-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля таможенным органам Российской Федерации" помимо прочих видов контроля к полномочиям российских таможенных органов отнесено проведение транспортного контроля в пунктах пропуска через границу РФ. 

В соответствии с Соглашением органы транспортного контроля страны, через государственную границу которой осуществляется въезд в ТС, помимо установленных внутренним законодательством действий, должны осуществлять ряд проверок, перечисленных в ст. 4 Соглашения. К ним, в частности, относится проверка соответствия весовых и габаритных параметров транспорта нормам, аналогичным установленным в странах Союза, по территориям которых осуществляется проезд, а также данным, указанным в специальных разрешениях; проверка соответствующих разрешений на перевозку и т.д. 

Если в ходе указанных контрольных действий будут выявлены нарушения, то водителю выдается уведомление: 
  • о выявленных несоответствиях; 
  • о необходимости получения недостающих документов до прибытия на территорию другой страны ТС; 
  • о ближайшем контрольном пункте органа транспортного контроля другой страны ТС, в котором необходимо представить доказательства устранения несоответствий параметров транспортного средства и (или) документы, указанные в уведомлении. 
Соглашением также установлен дополнительный (помимо содержащегося в ст. 4 Соглашения) перечень контрольных действий, которые должны осуществляться при выезде транспортного средства через внешнюю границу ТС. К ним, например, относится проверка наличия у перевозчика: квитанции об уплате сборов за проезд по дорогам стран ТС, по которым осуществляется проезд, квитанции, подтверждающей уплату штрафа за 
нарушение порядка выполнения международных автомобильных перевозок, и т.д. 

Кроме того, Соглашение устанавливает случаи, когда разрешения (специальные разрешения) являются недействительными. К таким случаям среди прочего отнесены: оформление и использование разрешений с нарушением законодательства страны ТС, органами которой они были выданы; несоответствие характеристик транспортного средства характеристикам, предусмотренным разрешением. 

Помимо прочего, страны ТС договорились о гармонизации законодательства, методов и технологий осуществления транспортного контроля, о регулярном обмене информацией, ведении соответствующих баз данных и об ином взаимодействии, способном обеспечить эффективную реализацию норм Соглашения.

Документы:

Федеральный закон от 04.03.2013 N 17-ФЗ "О ратификации Соглашения об осуществлении транспортного (автомобильного) контроля на внешней границе Таможенного союза"

КонсультантПлюс

Теги: таможенный союз, транспортный контроль на внутренних границах, транспортный контроль на внешних границах
Автор(ы):  Тимошин Станислав Владимирович