Логистический оператор 29.09.2012

Логистический оператор

Выступление Олега Купленского, коммерческого директора, ФАРМАТ, в рамках ежегодного Форума «Логист.ру/2012», который состоялся 6 июля 2012 года в Москве. Тема выступления: "Понятие "логистический оператор". Преимущества передачи логистики на аутсорсинг".

Организаторы Форума: Логист.ру и Logist-ics.

Информационный партнер: "Таможня.Ру".



Видеозапись выступления Олега Купленского.



Итак, прежде всего, что такое логистический оператор. Это сервисная компания которая специализируется на оказании услуг в области логистики.

Одна из классификаций логистического сервиса предполагает  следующие критерии

  • 1PL — когда все логистические операции осуществляются непосредственно грузовладельцем, то есть отделом логистики компании.
  • 2PL — случай, когда в качестве субподрядчиков привлекается компания, которая предоставляет моно продукты. Например, только перевозку или только складское хранение.
  • 3PL — сервис можно отнести к деятельности логистического оператора.

На сегодняшний день, как уже было сказано, логистическим оператором может называться компания, которая предоставляет логистические услуги не ниже уровня 3PL.

Если сделать небольшой экскурс в историю появления логистических операторов в России, то стоит отметить, что одними из первых в этой области появились крупные международные логистические компании.  Услуги этих компаний, прежде всего, были востребованы крупными международными корпорациями, которые привыкли получать сервис европейского уровня и на тот момент, на российском рынке не было другой альтернативы.

У иностранных компаний на тот момент наблюдалась ситуация, когда не было российских конкурентов, а с другой в качестве потребителей выступало небольшое количество клиентов. Так как российские компании, крупные и средние, на тот момент были не готовы пользоваться дорогостоящими услугами западных логистических операторов. Тем не менее, на рынке стали появляться российские компании, во многом этому способствовал переход квалифицированного персонала от западных логистических операторов, персонал приносил опыт.

Российские компании стали иметь определенное преимущество потому, что они были достаточно хорошо адаптированы к российской бизнес среде, оперативно принимали решения и были довольно гибкими в плане предоставления сервиса и на сегодняшний день можно сказать, что рынок российских логистических операторов достаточно широк.

В последнее время появляется активная тенденция на Московском рынке и рынке Санкт-Петербурга различных логистических операторов. Современный  логистический оператор представляет собой службу одного окна.

Это компания, которая может оказать любую необходимую логистическую службу или целый комплекс услуг. Поэтому, если рассматривать  цепь поставок, то можно сказать с уверенностью что на любом этапе может быть использован логистический оператор.

Исторически сложилось, так что значительная часть российских компаний малого и среднего бизнеса, пожалуй, даже на сегодняшний день мечтает иметь собственные логистические службы, хотя, если посмотреть бюджет такой службы иногда достигает нескольких десятков процентов от годового дохода компании. Но тем не менее по мере укрупнения бизнеса приходит понимание, что логистика становится бременем, которое не позволяет компании развиваться дальше. В качестве примера можно привести ситуацию, когда в компанию логистический оператор, в котором мне довелось работать, обратилась  организация которая достаточно долго в течении 15 лет торговала запчастями. Имела собственную логистическую службу, и на определенном этапе их логистика перестала справляться. Мы тщательно проанализировали особенности того проекта, который они хотели от нас получить. Они имели собственный складской комплекс, собственную службу доставки, порядка 15 машин. Не смотря на достаточно солидные вложения, при всем при этом аутсорсинг для них был лучшим выходом из сложившейся ситуации.

Есть предложение рассмотреть несколько причин, по которым выгодно пользоваться услугами логистического оператора.

Первая из причин это та, что логистический оператор обладает более широкими возможностями, опытом и может предложить более полное решение по сравнению с отделом логистики компании. Чем это обусловлено. Любой логистический оператор обладает большим количеством складских помещений, причем они могут располагаться как в разных частях города, так и в разных городах. Довольно трудно представить, что в рамках отдела логистики компания может быть обеспечена складской сетью. Скорее всего — это невозможно.  Тем более, необходимо, чтобы персонал был квалифицированным и были достаточно качественные складские помещения.

К тому же потребности компании в том или ином регионе необходимо варьировать, обратившись к оператору эту проблему можно решить. Такая же проблема может быть и с транспортом. Определенно логистический оператор может иметь как собственный транспорт, так и широкую базу субподрядчиков, которые по причине большого объема перевозок могут выдавать вполне конкурентно способные цены. Так что обращаясь к логистическому оператору гарантировано получить  доставку грузов по рыночным ценам. Кроме того, в качестве дополнительного сервиса можно точно знать нахождение груза, так как все логистические компании предоставляют эту услугу.

Если говорить про таможенную сферу то тут тоже очевидно, преимущество использования логистического оператора, так как компании, которые занимаются таможенным бизнесом, во-первых, довольно хорошо осведомлены в текущих изменениях и принимают меры по сохранению своего бизнеса. Если мы говорим об ограничении мест таможенного оформления то пользуясь услугами  логистического оператора можно не сильно беспокоится с проблемами таможенным оформлением, так как оператор предлагает несколько таможенных постов на выбор, и в том числе  вариант оформления на границе. Следующая причина, по которой следует сотрудничать с логистическим оператором, это некая конкретика в расходах на логистические услуги.  На стадии коммерческого предложения и стадии расчета, клиент логистического оператора получает  достаточно полную картину бюджета. Бюджет может быть учтен в договоре и таким образом затраты на логистику становятся очевидными. В качестве примера, я могу привести такую ситуацию когда в компанию где я работал обратилась организация, которая торговала текстильной продукцией. Достаточно большая доля рынка была у этой компании. Они обратились потому, что они арендовали склад и арендатор повел не корректно и их попросили довольно быстро очистить склад, и они пришли к нам с предложением о субаренде. Некоторых трудов стоило уговорить их посчитать ответственное хранение. Они были уверены, что это дороже чем субаренда. Но тем не менее, когда  мы посчитали, цифры оказались почти одинаковые а плюс компания получала полную свободу действий, то есть могла сконцентрироваться на продажах и развитии своего бизнеса, а не заниматься складским персоналом и техникой. И мы заключили договор и успешно работали с этой компанией. Больше того, в процессе работы нам было передано небольшое производство, мы изготавливали небольшие книги с образцами ткани.

Третья причина: достаточная гибкость логистического оператора, которая используя опыт может предложить индивидуальный логистический продукт. Как всякая сервисная компания, логистический оператор стремится удовлетворять пожелания своих клиентов. По этой причине всегда существует возможность сделать «fine tuning» своих продуктов под конкретные запросы клиента.

 Это может касаться модификации складских отчетов или интеграции информационной системы с системой заказчика, или использование специальных мероприятий по транспорту, которые позволяют сократить сроки поставки. Список может быть достаточно большой.

Могу сказать, что принципом работы, одной из логистического оператора, где я работал, было то, что мы рассматривали работу с клиентами как сотрудничество, а не как обслуживание. То есть мы готовы были обменяться опытом, предложить свои знания и соответственно использовать разработки, которые были у наших клиентов.

В качестве примера можно привести уже упомянутую текстильную компанию. Дело в том, что особенность этого бизнеса был в том, что учет продукции велся в километрах ткани. Те, кто знаком, с работой склада, могут оценить тот труд, который мы выполнили, чтобы использовать эту систему учета. Также одним из важных моментов была оценка качества ткани. Каждый из рулонов нужно было промотать на предмет изучения рисунка, насколько он ровно пропечатан. Все это мы смогли организовать.

Еще одно преимущество логистического оператора это возможности использовать современные решения в логистике. Каждый логистический оператор старается использовать современные технологии. Касается это IT  продуктов. Также речь идет и о техническом оснащении. Ни для кого не секрет, чтоновейшее достижение стоит достаточно дорого. Если мы возьмем к примеру более менее серьезные системы, то не всякая компания может приобрести себе в личное пользование этот продукт. Тем не менее если говорим о сотрудничестве с логистическим оператором. То вполне возможно в качестве клиентов получить эти новшества по принципу разделенной стоимости.  То есть когда пользователями системы являются множество компаний, соответственно на каждую из них приходится часть этой стоимости.

В качестве примера выгодного сотрудничества с логистическим оператором можно привести следующее. В недалеком прошлом, не вся продукция имела штрих кодирование. Потому, что если это маленькая компания производитель, для них действительно оборудование стоило больших денег и не использовалось. Часто либо артикул,  который был не очень короткий, наносился на упаковку  вручную или печатался и все это сильно затрудняло обработку груза, и делало невозможным с крупными сетевыми компаниями.

В этом случае использование логистического оператора решало эту проблему. Так как почти все компании имеют возможность изготавливаться штрих коды. Соответственно по приходу продукции на склад, она вся маркировалась штрих кодом, что позволяло ее в дальнейшем использовать для передачи конечным получателям.

Еще один пункт работы с логистическим оператором, это  возможность получить качественную услугу. Как всякая сервисная компания стремится к оказанию качественных услуг. В связи с этим, как правило, по работе с клиентами используется системы KPI (Key performance indicator). Эти ключевые показатели включены в сервисный договор и логистический оператор напрямую заинтересован в их выполнении, потому что, как правило, система KPI сопровождается таким понятием как бонус-манус. Когда при выполнении KPI логистический оператор получает некий бонус, дополнительный заработок, а при невыполнении, соответственно платит штраф.

Если мы будем сравнивать логистического оператора с  компаниями, которые предоставляют моноуслуги, то понятно, что такие компании вряд ли будут предлагать систему  KPI, и уж тем более стремиться улучшать свой сервис.

В качестве примера могу привести, компанию, в которой я сейчас работаю, компанию  «ФАРМАТ».  Компания, которая специализируется на оказании логистических услуг, фармацевтическим компаниям. Мы имеем современный склад, класса «А», который соответствует всем требованиям, предъявляемым хранению лекарственных средств.

Склад лицензирован, и прошел сертификацию в качестве «JNB». На территории склада находится пост Московской областной таможни, который  специализируется на оформлении лекарственных средств и изделий медицинского значения и на территории нашего складского комплекса также располагается СВХ, который тоже соответствуют всем требованиям по хранению лекарственных средств. И также мы оказываем услуги по сертификации лекарственных средств. То есть, обратившись к нам, клиент получает полноценный комплекс. Ведь сейчас достаточно затруднительно получить подобного качества услуги, обращаясь к различным компаниям.

В завершение своего доклада, хотелось бы отметить, что наблюдающаяся тенденция по передаче различных услуг на аутсорсинг, может быть спорной. Сложно оценить перспективы передачи на аутсорсинг бухгалтерии, IT. Но что касается аутсорсинга логистики, я как человек проработавший более 10 лет, в компании которая оказывает логистические услуги, это направление имеет достаточно большие перспективы.


Теги: логистика, логистические услуги, логистический оператор, преимущества, аутсорсинг
Автор(ы):  Купленский Олег