Логистика в условиях присоединения России к ВТО 24.09.2012

Логистика в условиях присоединения России к ВТО

Выступление Олега Дунаева, председателя Комитета ТПП РФ по логистике, в рамках ежегодного Форума «Логист.ру/2012», который состоялся 6 июля 2012 года в Москве. Тема выступления: "Развитие логистики в условиях присоединения России к ВТО".

Организаторы Форума: Логист.ру и Logist-ics.

Информационный партнер: "Таможня.Ру".


Видеозапись выступления Олега Дунаева.


Проблема, когда есть проблема в тарифной политике, в антимонопольной политике, и ОРЖД со своими проблемами находится в очень тяжелом состоянии.

Вы знаете, что личные интересы всегда превыше всего. Хотя мы говорим,  что не стоит пользоваться идеями Адама Смита, но все, же у него есть великое изречение — как только личные интересы совпадают с общими интересами, тогда работает рынок, хотим мы этого или не хотим.

Как логистические компании мы должны знать, рынок в основном будет определять позиции. К этим действиям рынка, спроса и предложения  вы должны быть готовы. Государственное регулирование очень важно, но в нашей сфере логистики и если мы смотрим, то, что больше у нас пишут о складировании, транспортировке, и дорогах, а самих финансовых средств выделяется мало.

Трудности присоединения к современной модели регулирования.

Что это такое — заключается управление по сигналам. Никто никому не говорит, кому как и что делать. У нас система управления ручная. Кому дадут, и у кого есть преференции. Мы привыкли так работать.

На мировом рынке сегодня модель регулирования проста: если ресурсов нет, наша задача найти этот ресурс.

Ресурсы сегодня приобретаются. Вторая важность в модели в том, что вы должны работать сразу со многими клиентами. Каждого удовлетворять. Вот проблема глобальной неопределенности и нестабильности экономического развития, должна быть повернута в интересы вашей организации. Вам нужно найти, где практика и знания дают прибыль. Где  как вы сократите издержки ваших  потребителей, чтобы вы получили дополнительный доход. И чтобы он пришел  опять к вам. И чтобы западная компания, которая в первую очередь европейские будут иметь сложное положение работали с вами в одной цепочке.

Модернизация и инновационный прорыв как императив развития России.

Именно инновационный прорыв в вашей деятельности должен заключаться в том, сможете ли вы перейти на систему инновационного управления. Не управления инновациями, а именно инновационного управления. Разберемся, что есть инновационное управление. Это знания, из книг и статей. Ваша задача, уметь получать шумпетерианскую ренту. Это получение монопольного дохода на временный период за выпуск нового продукта.

Вы должны  уметь управлять и проявлять предпринимательскую активность. Инновационное управление или предпринимательское управление — это инициативное управление на результат для клиента.  Вы должны работать так, как работает молодой человек для любящей девушки. Он делает все, когда он влюблен. Тогда вы будете в условиях кризиса, добиваться результата,  если вы не станете этого делать вы будете не эффективны и вас задавят.

Такова система и практика это показывает.  Уже сегодня необходимо  иметь план модернизации компании не только в хороших условиях, но и в условиях кризиса. Чтобы знать, куда  и как развиваться. Нельзя все прописать, но основные подходы развития вашей  инициативы вы должны знать и не увлекаться  когда государство  будет давать преференции, а они в этот раз ограничивают, чем в 2008,  что вам тоже предоставят деньги.

Управление глобальной бизнес сетью компании в реальном времени. Ваша задача заключается войти в эти глобальные сети. Если вы в них войдете,  у в вас будет постоянный устойчивый доход. И мы видим как компании входят, мы видим тенденцию, как когда непосредственно  австрийские, немецкие, английские и даже американские компании ищут партнеров и готовы передать часть бизнеса и свои технологии. Но как мы не понимаем, что такое якорь, мы не понимаем, что такое ВТО. Мы все говорим незыблемом, но забываем конкретных задачах. Мы не перестраиваем институты. И наш неблагоприятный предпринимательский климат начинает нарастать. И тогда приходит кто-то другой, который проявляет больше предприимчивости, как Рокфеллер в свое время купив участок железной дороги и становится богатеем. А мы пожимаем плечами и удивляемся почему нас не осенило.

Практика логистики показывает, что в те основные тенденции развития долевого рынка, которые сегодня начинают действовать мы должны вписаться. Если  наши компании не вписываются, мы должны знать какие будут потери и с кем придется рассчитываться. Если посмотреть основные тенденции основного рынка, то основная задача это рост конкурентоспособности логистики, всей системы. Чтобы в этой системы с одной стороны компании могли конкурировать с другой стороны  сотрудничать. Выстраивать бизнес процессы. И в конечном итоге выстраивать  бизнес альянсы. Тут тенденция глобализации деятельности компании и клиентов.

Компания и клиенты это почти одно и тоже, мы об этом забываем. К примеру кофе в центре Парижа, рядом с оперным театром стоит дешевле чем в Москве. Это ускорение  логистических компаний, после сделок по слиянию и поглощению. Вы должны  быть готовы и возможно у вас должны быть конкретные планы по слиянию и поглощению. Когда мы просим специалистов дать оценку рынка и компаний конкурентов, ответа мы не получаем.

Придите в компанию Trans Russia и спросите — «какие компании с вами конкурируют?». Вам дадут ответ. Подойдя к российской фирме и задав вопросы относительно объема продаж, конкурентов, на вас могут посмотреть как на врага народа выпытывающего тайну. Зачем нам нужен якорь.  Как можно вас инвестировать, если вы неизвестны.

Рост информационных технологий. Задача перед комитетом по логистики, да она учит торгово-промышленную палату делать хороший мониторинг рынков, в частности региональных.  Потому, что на них довольно сложная картина. Если мы не сделаем возможность условий для развития наших компаний, мы будем всегда стоять с протянутой рукой.

Отход от специализированных услуг и переход к комплексным логистическим решениям. Сейчас готовится закон об экспедировании. Но этот закон отражает проблемы автомобильного транспорта, а не железнодорожного или морского. Сообщество должно понимать,  что люди не хотят вкладывать в человеческий капитал, они хотят потреблять, но если мы не совершаем переход от экспедиторства к логистике, то мы не можем получить то, что хотим.

Если посмотреть динамику структуры рынка,  то можем видеть, что ключевые тенденции таковы: наращивание потенциала в компаниях в сфере логистики идет и многие специалисты пишут об этом, но основная проблема это низкая мобильность  людей и доставки товаров. Мы видим как работает DHL, мы видим как работают немецкие компании работают на электронном рынке и люди покупают их товары, за наличные, хотя это и запрещено. Но все решения были найдены в рамках закона.

Наши компании стоят в стороне, работая с железной дорогой, или у таможенных  брокеров. Это вопрос  экспедирования.

Если посмотреть сравнительную структуру рынка по видам услуг, то важно отметить, что этот вопрос общих издержек не поднимается, мы только говорим об инвестициях.  Мы создаем  агентства, центры, структуры в федеральных округах с замами с большими рангами по инвестициям. Но мы не занимаемся издержками.

Вопрос издержек дает дополнительный доход. И  подход к этому вопросу должен быть комплексный.  Но при этом необходимо заниматься не только экспедированием, но и полностью управленческой системой.

Если посмотреть  издержки, при управлении цепями поставок, то конечно  Россия очень сильно проигрывает.

Позвольте обратить ваше внимание на следующее. Мы много говорим о таможенном союзе, то есть интеграции непосредственно с Казахстаном и Белоруссией. При этом мы должны помнить вот, что непосредственно как компании с точки зрения экономики союз экономики Белоруссии, Казахстана и России не дает эффекта масштаба. Этот эффект получается тогда, когда есть население более трехсот (300 000 000) миллионов. А в нашем случае это сто семь (107 000 000) миллионов. То есть издержки остаются высокими, и мы должны это помнить. Там есть преференции, комиссия  занимается, все кричат, что деньги большие, с ними нужно работать, контактировать и работать.

 Но вы должны помнить, что эффект для вас будет иной. Поэтому на эти вопросы необходимо обращать внимание. Когда вы будете вкладывать инвестиции, с кем будете работать, как работать, вы должны знать  основные экономические тенденции. Мы не говорим о том, что есть проблема ОРЖД и об этом можно говорить сколько угодно. Скорость упали, есть заторы, все это вопросы связанные с управлением. Сама ОРЖД,  не виновата, но это вопрос эффективного управления, но проблемы есть и их нужно решать. Проблема решается так: взять у кого-то и попользоваться. Вы же хотите наоборот, взять у кого-то и вместе соединить.

Стратегические проблемы развития транспортной системы России.  Основная проблема это мобильность населения. Нет мобильности когда вы не можете открывать свои филиалы. Сегодня проблема малого и крупного бизнеса в том, что средний бизнес почти сжат. В том, что он не развивается. Компании должны работать, тогда все будет развиваться. Движение не только товаров, но и людей, они дают деньги.

 Качество перевозок и безопасность. Проблема очень серьезная и она остается.  Все говорят о качестве, и все говорят о безопасности, качество остается низким. Мы берем западную компанию, она имеет свои брокерские службы причем лучшие компании российские имеют меньше людей в брокерской  службе. Тот же  Deutsche bank broker logistic   у него брокерская служба восемьдесят пять (85) человек — средняя  компания российская себе такого не позволяет. Кто будет больше выигрывать на рынке  — при тех  масштабах которые везут немецкие дороги.

Проблема транспортной инфраструктуры. Думаю все в курсе всех вопросов, что есть транспортно-логистические центры, которые делает ОРЖД, но они очень часто не состыкованы с  региональными транспортными центрами. Не состыкованы  с автомобильными транспортными центрами и не связаны в регионах.

И здесь проблем очень много. Мы должны ставить перед государством вопросы о единой системе логистических  центров. Должны быть международные, федеральные и  региональные, и без проблем любые частные.  Потому, что в условиях  кризиса мы столкнемся с тем, что одни будут выигрывать, так как у них есть преференции, и другие будут проигрывать.  Это вполне известная практика, и чтобы вам не проигрывать необходимо  решать вопросы в фондах, то есть — это деньги. Но ресурсы сегодня  свободны и они приобретаемы.  

Что еще очень важно.  Вопросы технические, технологические, информационные и управленческие.  Главная проблема — управленческая. Проблема кадров, ключевые компетенции, умение  проявлять предпринимательскую инициативу и делать деньги из ничего. Их можно делать только  тогда, когда у вас очень высокий уровень знаний, когда вы можете применять  различные технические и технологические решения. 

Если посмотреть  на узкие и недостающие звенья. Об этом говорить любят, в особенности об ОРЖД, впрочем, узких мест у нас предостаточно, но мы мало говорим  о недостающих звеньях.

Узкие места, то качество и полнота материального технического, кадрового и управленческого обеспечения логистики.  Это в вашей компании  должна быть одна из важнейших практик. Этот  вопрос должен постоянно рассматриваться. Нам некогда, нас занимают другие вещи, но если мы не занимаемся  управленческим капиталом, а именно капиталом управленческих ресурсов, если мы не занимаемся качество материально-технического уровня мы рано или поздно проиграем.  Неравномерность территориального размещения мы не разрешим. 

В компаниях это тоже не решить. Мы должны обращать внимание на точки роста, которые дают прибыль. В этом плане нужно уделять  больше внимания недостающим звеньям.

 Посмотрим на механизмы и инструменты развития логистики в России в условиях ВТО, то мы можем видеть что необходимо создавать альянсы и консорциумы. Это стандарты качества и мы должны их смело создавать. Государственно частное партнерство, создание бизнес процессов, трансфер технологий и ключевых компетенций.  Это знания, навыки, умения.  Разработка программно-целевых проектов в ваших компаниях, которые вписываются в государственные проекты, хотя сегодня  принимаются новые государственные программы, и вы должны их знать, чтобы продукты были в тему.  Инструменты организации единой системы логистики. Вы должны сотрудничать конкурируя, это развитие бизнес сетей, особенно  территориальных кластеров. У нас занимаются кластерами мин регион, но логистикой там  занимаются не достаточно, это рост человеческого капитала, и главное  — инновационное управление.

Предпринимательское управление с убъектами логистического рынка. И все должно заканчиваться  институциональными преобразованиями, где должна быть единая транспортно-логистическая система. Цель должна быть  рост конкурентоспособности, конкретно в вашей организации и это должно быть  через реструктуризацию, через интеграцию, и через систему  инноваций. Создавая бизнес процессы вы можете получать результат и добиваться эффективной работы.


Теги: Россия, логистика, ВТО, тенденции, транспортно-логистические услуги, проблемы
Автор(ы):  Дунаев Олег