Взаимодействие бизнеса и власти в сфере таможенного регулирования 24.09.2012

Взаимодействие бизнеса и власти в сфере таможенного регулирования

Выступление Наримана Кутлубаева, члена экспертного совета по таможенному регулированию при комитете по бюджету и налогам Государственной Думы РФ, в рамках ежегодного Форума «Логист.ру/2012», который состоялся 6 июля 2012 года в Москве. Тема выступления: "Взаимодействие бизнеса и власти в сфере таможенного регулирования".

Организаторы Форума: Логист.ру и Logist-ics.

Информационный партнер: "Таможня.Ру".


Видеозапись выступления Наримана Кутлубаева.


Думаю, можно сказать, что взаимодействие не достаточно качественное и хорошее и все закончим на этом, поставив жирную точку. Сейчас создалась ситуация, когда мы все должны друг друга жалеть. Жалеть российский бизнес, российскую комиссию, таможенные службы. Почему именно так? Потому, что наше нормативное регулирование умножилось ровно на два.

До Таможенного союза, нормативное регулирование строилось по принципу Таможенный кодекс Российской Федерации, акты правительства и  акты ФТС России. Теперь же, появился Таможенный  Кодекс Таможенного Союза, международные соглашения, акты комиссий Таможенного Союза и акты Евразийской Экономической Комиссии. Это все то, что сейчас вместо комиссии Таможенного Союза, и представляете как можно в таком массиве оперативно разбираться.

С точки зрения официального подхода сейчас есть пятьдесят третья (№53) статья в законе таможенного  регулирования, где было закреплена обязанность  Федеральной Таможенной Службы, проводить консультации с бизнесом, в части  разработки нормативных  актов, которые регулируют порядок совершения  операций и технологий. Все основные регулирующие процедурные моменты  у нас есть в законодательстве.  Это есть в законе о таможенном урегулирования частично. Так это прописано в таможенном кодексе таможенного союза. А ФТС будет делать небольшие схемы, и советоваться с бизнесом.

Правительство России в своем распоряжении определила, что есть четыре общественные организации, с которыми ФТС должно согласовывать нормативные акты. Это ТПП, «Опора России», «Деловая Россия» и «Союз Промышленников и Предпринимателей». Но, что, произошло буквально недавно: вышел приказ номер триста семьдесят восемь (№378). Он довольно маленький и представляет собой документ, состоящий из двух страниц, зарегистрированный в Министерстве Юстиции. Он гласит, что «ФТС России сказал, что сейчас  отчетность по товарам, по которым предоставлены льготы будет предоставляться по определенной форме». Что произошло после этого — в частности возьмем авиацию, как пример.

Они взялись за голову и не знают, что делать. Все авиакомпании в России используют иностранные  самолеты и запасные части к ним нужны тоже иностранные. И эти запасные части освобождаются решениями комиссией от уплаты таможенной пошлины. А так как есть льготы, по этим запчастям нужно предоставлять отчетность.  Получилось так, что крупным компаниям, таким как «Аэрофлот», «Трансаэро» и «Сибирь» полугодовой отчет нужно было везти на паре грузовиков, сделав при этом ксерокопии со всех первичных документов. Вопросов ФТС задается бизнесменами очень много, но на них они не получают ответы.  Когда мы  стали разговаривать с разработчиком закона, мы задали логичные вопросы: для чего это было сделано и для чего все это нужно. В этот раз мы были услышаны и как следствие этого — приказ должны отменить. На сайте ФТС приказ об отмене приказа номер триста семьдесят восемь (№378).

Если говорить о российском бизнесе, все находится в ситуации, когда  оказывать большое влияние на законодательство, а именно Таможенный Кодекс Таможенного Союза, сейчас парламентарии не могут.  Скажем прямо и честно:  тот Таможенный Кодекс Таможенного Союза, который был представлен на ратификацию  в Государственную Думу, прошел автоматически и ни один депутат не мог внести замечания, даже формально. Сейчас, то же самое, будет происходить с поправками и новым протоколом. Поэтому хотелось бы увидеть предложения,  которые разработаны в части изменения  в таможенный кодекс таможенного союза, с тем, чтобы бизнес пораньше посмотрел на них.

Остается вопрос, как  власть в виде евразийской комиссии, в виде ФТС правительства, будет реагировать на предложения бизнеса, по тем поправками,  которые подготовила федеральная таможенная служба в частности. Поэтому стоит очень большой вопрос и по качеству тех поправок,  которые будут внесены в документ.

Позвольте обратиться в адрес Евразийской Комиссии: акты, разработанные ей, оставляют желать лучшего.

Они страдают по качеству подготовки, и есть очень  большие проблемы по смысловой нагрузке, которые в этих актах определены. Также хотелось отметить, что по заявлению представителей, кто работает в Евразийской Комиссии, к сожалению, нет у нас в РФ и в рамках Таможенного Союза органа, который может трактовать законодательство и сами решения  Евразийской Комиссии и Таможенного Союза.  Они мотивируют это тем, что они комиссия и не имеют права давать разъяснения.  Но, в то же время Федеральная Таможенная Служба, с легкостью комментирует такие  акты с большой охотой и легко.  Мне кажется, что это не совсем правильный подход. Тот орган, который издал акт он и должен дать комментарии по этому акту. 

Опыт общения с Евразийской Комиссией: обращаясь к ней с просьбой разъяснить акт, нам говорят следующее — «вы за консультацией обращайтесь в Федеральную Таможенную Службу или в таможенные органы».  Нет, нам не нужна консультация, нам нужно разъяснение, что вы имели ввиду, издавая тот или иной акт.

Их ответ — «Мы не знаем, у нас нет полномочий отвечать».

Чтобы не быть голословным, приведу пример из Таможенного Кодекса. В нем есть понятия: капитальный ремонт и модернизация.

Нас интересует что же они означают, в особенности если взять любой вид транспорта: авиацию, железную дорогу, автомобили.  Нам отвечают, что: «вопрос некорректен» и посылают нас в Министерство Транспорта. Но ведь речь шла о таможенном регулировании.

Выходит, что любая неясность,  приводит к тому, что любое воздушное судно, которое полетело на ремонт, по возвращению может быть задержано с целью выяснения что же именно проводилось. То есть, у сотрудника таможенного органа есть право вольно трактовать такие термины как капитальный ремонт.

Прилетел самолет, и пилотам говорят, что они сделали капитальный ремонт, хотя в самолете был заменен лишь двигатель, так как у него вышел ресурс. Но сотрудник может настоять на том, что был произведен капитальный ремонт. Поэтому хотелось бы, чтобы Российская Комиссия не только прислушивалась к мнению Федеральной Таможенной Службы, но и слушала экспертов по бизнесу в этой области. 

Есть довольно важный вопрос: приоритетность издания актов Комиссии Таможенного Союза решает сама комиссия. И российский бизнес, как казахский и белорусский не могут сказать Комиссии какой указ они хотели бы видеть быстрее изданным. 

Было сказано о дорожной карте.  Сейчас готовится пакет предложений и многие, наверняка, видели это предложение. Но что еще  важно, что недочет будет ликвидироваться  и поэтому его убирают с около таможенной сферы и это довольно позитивный момент. Стоит задача таможенное администрирование рейтингов Российской Федерации поднять со сто шестьдесят пятого (165) места и к двадцатому году войти в первую двадцатку(20).  Это что задача сложно выполнимая, потому, что нужно много сделать.

В пакете  предложений предусмотрен целый пласт по техническим изменениям. Можно предположить, что непосредственно предложение стратегической инициативы, затронут и само таможенное регулирование Таможенного Союза. К примеру,  в части сокращения перечня документов, которые предоставляются при таможенном оформлении. Имеется ввиду то, о чем сейчас сказано в кодексе.  Предоставьте документы, которые подтверждали  бы сведения, заявленные в таможенной декларации, то есть, раз указан код определенного товара, то предоставьте документ подтверждающий,  что этот код верен.  В этой части еще есть области для совершенствования.

Последнее, что необходимо подчеркнуть. Как было сказано предыдущим докладчиком, что формируется консультативный комитет. Будут предложены три стороны  состав этих делегатов. И было подчеркнуто, что состав будет формироваться только из числа государственных органов.  И к сожалению мы констатируем, что представители бизнеса не делегированы в этот Комитет.  И лишь по усмотрению этого Комитета будут приглашаться некоторые эксперты в качестве представителей  бизнеса для консультаций. Это выглядит неправильным — бизнес  должен иметь право голоса. И этот голос должен быть  услышан, причем не в качестве совещательного, а в качестве решающего голоса. Потому, что мы с вами платим налоги.


Теги: таможенное регулирование, таможенное законодательство, бизнес, власть, взаимодействие, проблемы
Автор(ы):  Кутлубаев Нариман Мубаракович