Евразийская экономическая комиссия: функции, полномочия, задачи 24.09.2012

Евразийская экономическая комиссия: функции, полномочия, задачи

Выступление Марины Искосковой, начальника отдела таможенного законодательства Департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики Евразийской экономической комиссии, в рамках ежегодного Форума «Логист.ру/2012», который состоялся 6 июля 2012 года в Москве. Тема выступления: "Евразийская экономическая комиссия: функции, полномочия, задачи. Основные направления совершенствования таможенного законодательства Таможенного союза".

Организаторы Форума: Логист.ру и Logist-ics.

Информационный партнер: "Таможня.Ру".


Видеозапись выступления Марины Искосковой.


С начала этого года единая Евразийская комиссия является едиными регулирующим таможенным органом Таможенного союза и единого экономического пространства трех стран. России, Казахстана и Белоруссии.

И обладает значительным объемом полномочий, которые переданы национальными правительствами стран Таможенного союза, в том числе в таких ключевых сферах как таможенная политика, торговая политика, макроэкономическая политика, техническое урегулирование и еще различный спектр вопросов требующих наднационального урегулирования в таможенном союзе и в едином экономическом пространстве.

Комиссия состоит из совета комиссии и коллегии комиссии. Совет осуществляет общее урегулирование интеграционных процессов в таможенном союзе и общее руководство действиями Евразийской экономической комиссии. В совет входит по одному представителю от каждой стороны являющихся заместителями главы правительства. Которые наделены необходимыми полномочиями и представляют интересы стран, в совете Евразийской экономической комиссии. Мы сегодня больше будем говорить о таможенном урегулировании в таможенном союзе.  Здесь, все вопросы, связанные с таможенным регулированием уходят на уровень коллегии Евразийской экономической комиссии.

Коллегия Евразийской экономической комиссии состоит из девяти стран в ранге министров, каждый из которых отвечает за определенное направление интеграционного развития и по таможенному регулированию полномочия осуществляет министр по таможенному сотрудничеству Гошин Владимир Анатольевич. Наверняка, если вы следите за публикациями в прессе и деятельностью Евразийской экономической комиссии, знакомы с его подходами к дальнейшему развитию таможенного администрирования таможенного урегулирования в таможенном союзе.

Евразийская экономическая комиссия проводит политику создания для бизнеса ясных стабильных предсказуемых правил, чтобы каждый предприниматель мог заранее провести необходимые расчеты, с уверенностью, что правила игры на пространстве Таможенного союза неожиданно не поменяются, когда груз будет уже ввезен на территорию.

Безусловное интенсивное развитие международной торговой непрерывное изменение в системе торговли и транспорта требует от Евразийской экономической комиссии постоянного пересмотра средств и методов осуществления таможенного администрирования. В частности проводится мониторинг таможенного законодательства. После того, как был создан Таможенный союз, таможенное законодательство стало иметь сложную и многоуровневую структуру.

Статья 3 таможенного кодекса Таможенного союза предусматривает,  что в состав таможенного законодательства, Таможенного союза входит непосредственно, таможенный кодекс, применяемый в трех странах, и на основании которого осуществляется таможенное регулирование. Есть ряд международных договоров, в отдельных сферах правового регулирования таможенного дела. И еще один пласт таможенного законодательства, это непосредственно решение комиссии. До создания Евразийской экономической комиссии — это была комиссия Таможенного союза, которая принимала решения становящиеся частью таможенного законодательства, Таможенного союза. Теперь такие решения принимает коллегия Евразийской экономической комиссии.

В рамках мониторинга таможенного законодательства проводится работа на выявление и несоблюдение международных договоров в таможенной сфере. Наличие правоприменительной практики в государствах, членах евразийского союза и оценивается имеющийся в настоящее время национальных сегмент урегулирования и его влияние на общие интеграционные процессы.

Как уже было сказано, Евразийская экономическая комиссия получила достаточно мощные рычаги влияния на таможенное администрирование.

Решение коллегии Евразийской экономической комиссии в части таможенного регулирования, имеют обязательных характер, применяются непосредственно на территориях всех трех стран. И еще планируется в дальнейшем в рамках полномочий принимать такие акты как рекомендации к Евразийской экономической комиссии. Эти акты не будут иметь обязательного характера и иметь статус нормативно правовых актов, но позволит достаточно хорошо обеспечивать единообразие правоприменительной практики во всех странах. Решения комиссии входят в договорно-правовую базу Таможенного союза. Они подлежат официальному опубликованию на официальном сайте комиссии в сети Интернет. 

Именно дата опубликования решения таможенной коллегии или совета,  на сайте, является официальной  датой опубликования, и естественно вы понимаете, что с этой даты отсчитывается срок, в течение которого документ вступит в силу. До первого июля этого года Евразийская экономическая комиссия пользовалась еще старым сайтом, созданным комиссией Таможенного союза (www.tsouz.ru). Но уже первого июля все функции Таможенного союза полностью прекратились, и секретариат перестал функционировать. Теперь все материалы, как прошлого союза, так и принимаемые Евразийской экономической комиссией доступны по старому адресу.

Как правило, решения Евразийской экономической комиссией имеющие силу нормативных правовых актов вступает в силу по истечении 30 дней со дня их официального опубликования на сайте.

В сфере таможенного урегулирования уже много вопросов регулируется решениями комиссии Таможенного союза. Естественно  бизнес волновал вопрос, как будут действовать эти старые решения, не прекратят ли они свое существование и не будут ли поставлены наши участники внешнеэкономической деятельности перед необходимостью применять новые акты.

 Договором о Евразийской экономической комиссии предусмотрено, что все решения комиссии Таможенного союза, которые действовали на первое января 2012 года, в том числе регулирующие таможенные вопросы, сохраняют свою юридическую силу.

Евразийская экономическая комиссия может принимать решения, может вносить в них изменения и дополнения. В общем таможенная база в части таможенного регулирования в настоящее время существенно пересматриваться не будет.

Есть еще один интересный и новый механизм, который предусмотрен в рамках Евразийской экономической комиссии. Решением в коллегии ЕК от 30  мая 2012 года номер 52 принято решение о создании консультативного комитета по таможенному регулированию.

Сейчас фактически идет верстка консультативного комитета. Стороны Россия, Белоруссия и Казахстан представят в комитет представителей заинтересованных министерств и ведомств. И в августе состав комитета будет утвержден, и он начнет свое функционирование.

С точки зрения взаимодействия с бизнесом, здесь есть возможность приглашать для работы в рамках консультативного комитета независимых экспертов. Как это будет делаться это пока открытый вопрос. Видимо  когда консультативный комитет в первый раз соберется, этот вопрос  будет поставлен в повестку дня, обсужден. Предварительно планируется, что правительства стран должны будут нам рекомендовать тех представителей бизнеса, те бизнес ассоциации, которые смогут учувствовать в таком диалоге с представителями Евразийской экономической комиссии и в рамках работы консультативного комитета по таможенному регулированию.

Планируется, что этот консультативный комитет будет площадкой для обсуждений, либо проектов решений  Евразийской экономической комиссии, либо по выработке рекомендаций, то есть для обсуждения проблемных вопросов. И еще достаточно большая работа проводится еще по традиции от комиссии Таможенного союза,  вырабатывают новые документы, обсуждают проблематику, видимо вся эта работа будет вестись в рамках консультативного комитета.

Мы полагаем, что создание консультативного комитета по таможенному регулированию действительно соответствует новому наднациональному уровню предусматривающему диалог власти с бизнесом, как это рекомендует ВТО. По нашему мнению консультаций с представителями ЕК государственными органами, и бизнесом позволит учесть потребности предпринимательского сообщества, создать открытость таможенного законодательства и исключить изолированность наднационального регулирования от существующей правоприменительной практики.

В результате совместной работы стран Таможенного союза и Евразийской экономической комиссии должны быть созданы те экономические механизмы, которые обеспечат нам максимально возможную унификацию таможенных правил, и эффективные механизмы таможенного контроля на единой таможенной территории Таможенного союза.

Такую информацию о Евразийской экономической комиссии и тех планах, которые перед нами стоят, мы можем предоставить.

Как было заявлено в программе, хотелось бы основных направлениях совершенствования таможенного законодательства Таможенного союза.

Мы уже сказали, что в структуре таможенного законодательства у нас главенствующую роль играет таможенный кодекс, Таможенного союза, международные договора и естественно решение комиссии. Для того, чтобы начать совершенствовать таможенное законодательство Таможенного союза, а опыт у нас уже достаточно большой с 1-го июля 2010 года.

22 июня 2011 решением комиссии Таможенного союза, номер 777, была создана рабочая  группа по подготовке изменений и дополнений в таможенный кодекс, Таможенного союза. В эту рабочую группу вошли все представители заинтересованных министерств и экономики, и финансов и транспорта и  промышленности государств-членов Таможенного союза, а возглавляет эту группу руководить федеральной таможенной службы Андрей Юрьевич Белянин.

Эта рабочая группа решает глобальные вопросы направлений совершенствования таможенного законодательства принимает решения по наиболее важным проблемным вопросам, которые сформированы странами. Естественно непосредственную работу по подготовке поправок, разработке статей, доработки статей таможенного кодекса Таможенного союза осуществляют эксперты трех стран в трехстороннем формате.

 То есть работа была организована следующим образом. Сначала каждая страна в национальном масштабе проанализировала таможенный кодекс Таможенного союза, с участием  заинтересованных министерств и бизнеса были выработаны пакеты поправок и  предоставлены каждой страной в рабочую группу. Потом уже в трехстороннем формате, на уровне экспертов также из различных министерств трех стран эти поправки обсуждаются.  С момента создания рабочей группы, состоялось пять заседаний, шесть заседаний экспертов в очном режиме и в четыре в режиме веб конференции и все это время эксперты работали над поправками в таможенный кодекс Таможенного союза.

Сразу же было принято решение о том, что на текущем этапе работы таможенный кодекс Таможенного союза будет только подправляться, то есть не будет меняться общая концепция, он не будет переписываться. Просто с учетом применяемой практики и развития законодательства в него будут внесены изменения и дополнения.  Сначала государственными членами Таможенного союза было внесено в рабочую группу почти пятьсот предложений по различным статьям по внесению изменений в таможенный кодекс Таможенного союза.

По итогу работы всего количества правок составило всего шестисот. Естественно не все поправки были приняты. Двести шестьдесят были отклонены на уровне экспертов  рабочей группы. Причины совершенно различные. Иногда предлагаемые поправки не соответствуют структуре и идее таможенного кодекса Таможенного союза.

Иногда поправки не соответствуют тексту кодекса. Есть желание, но ее формулировка является некорректной. Где-то эксперты могли переработать и выработать согласованные редакции, а где-то поправки пришлось отклонять. Но все, что три стороны внесли  в рабочую группу, все было обсуждено. И итогом на сегодняшний день стал проект протокола о внесении изменений в договор о таможенном кодексе Таможенного союза, который буквально на днях, федеральная таможенная служба, которая выполняет функцию секретариата рабочей группы, должна направить в евразийскую экономическую комиссию для последующей рассылки правительства и для проведения некоего внутригосударственного согласования.  

То есть работа была начата еще в 2011 году и только на сегодняшний день мы можем сказать, что есть некий протокол, проект международного акта который уже можно считать конечным продуктом. Безусловно работа по внесению в законодательство Таможенного союза не может остановится на каком то этапе. Этот процесс постоянный. И у каждой из стран есть свои направления совершенствования таможенного законодательства Таможенного союза. В Российской Федерации некие предложения формируют агентства стратегических инициатив в виде дорожной карты. Очень разрекламированный на сегодняшний день проект.

Есть определенные предложения у бизнеса республики Казахстан.  Они обозначили, что в скором времени  представят в рабочую группу концептуальные предложения по совершенствованию таможенного кодекса Таможенного союза.

В республике Белоруссия также есть программа развития таможенной службы до 2015 года. То есть все эти инициативы лягут в новый проект, возможно он потребует более глобальной переработки таможенного кодекса Таможенного союза, но на сегодняшний день можно сказать, что работа по поправкам таможенного кодекса Таможенного союза  на состояние лета 2012 года  завершена. 

Естественно стороны заинтересованы в том, что этот проект который содержит в себе согласованные поправки как можно быстрее  прошел все необходимые процедуры, чтобы его можно было утвердить.

В формате сегодняшнего форума мы не можем охарактеризовать формально какие поправки сейчас внесены, во первых потому, что это предварительный проект,  и еще достаточно много копий будет сломано и встранах и на площадке в трех стороннем формате, чтобы это можно было констатировать как конечный документ.

Позвольте охарактеризовать те направления, которых придерживались при формировании поправок таможенному кодексу Таможенного союза.

Первое пункт — это соответствие Киотской конвенции.  Страны киотской стороны присоединились и естественно те стандарты, которые в ней содержаться, где то прямо, а где опосредовано были в законодательство включены.

Второй пункт. На момент разработки таможенного кодекса Таможенного союза пришлось очень много вопросов отнести на другие международные договора. Потому, что просто не успевали отрабатывать эксперты. Сейчас три международных договора, которые были отдельными, в частности по вопросам оформления товаров  личного пользования физических лиц включили непосредственно в наш таможенный кодекс.

Несколько решений комиссии Таможенного союза, которые существовали только потому, что не успевали отработать полный текст, нужно было время для дополнительного  переговорного процесса, также включили в текст кодекса. Естественно было выявлено за период применения  таможенного кодекса Таможенного союза много несоответствий в самом тексте. Эти поправки все выработаны.

Во главу этой работы, было поставлено совершенствование законодательства для упрощения таможенных формальностей, то есть создание благоприятных условий для осуществления бизнеса.

Пример из российской практики.  Таможенный кодекс Таможенного союза при предварительном декларировании устанавливает, что предварительная декларация должна быть подана до ввоза товара. Такая норма существует и она соответствует Киотской конвенции. А когда эту практику Российская Федерация начала применять пришлось даже вопреки нормам верхнего закона в законе о таможенном регулировании дополнительно устанавливать, что при ввозе товаров автомобильным железнодорожным транспортом предварительную декларацию можно подать до прибытия транспортного средства в место доставки. Такая поправка была предложена и Российской Федерацией и республикой Казахстан и естественно согласована, с учетом неких несовершенств кодекса Таможенного союза.  Сейчас много интересных правок вносится в таможенный кодекс Таможенного союза и работая на российской площадке министерство экономического развития, которое традиционно координирует вопросы совершенствования таможенного законодательства в Российской Федерации сможет ознакомить бизнес в достаточно короткое время.


Теги: ЕврАзЭС, Евразийская экономическая комиссия, функции, полномочия, задачи, таможенный союз, таможенное законодательство, совершенствование
Автор(ы):  Искоскова Марина