Утилизационный сбор 17.09.2012

Утилизационный сбор


1 сентября 2012 года вводится утилизационный сбор на транспортные средства ввозимые на территорию Российской Федерации. 

Правилам исчисления и уплаты утилизационного сбора была посвящена пресс-конференция, организованная ФТС России 29 августа 2012 года. 

На пресс-конференции выступил Хакимов Рустам Фиккиевич, заместитель начальника Главного управления федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России. 

Видеозапись выступления.


Рустам Хакимов: «У нас с 1 сентября 2012 года вступает в силу положение Федерального закона от 28 июля 2012 года № 128-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации». В целях обеспечения экологической безопасности вводиться система утилизационных сборов за каждое колесное транспортное средство.

Законом определены лица, которые признаются плательщиками утилизационных сборов. Это лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию, которые осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации, и лица, которые приобрели транспортные средства у лиц, которые не уплачивали утилизационный сбор в рамках этого закона.

Также законом определены категории транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается. Это те транспортные средства, которые ввозятся переселенцами, участниками государственных программ по переселению, ввозятся и принадлежат дипломатическим представительствам и консульским учреждениям, транспортные средства, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, не предназначенные для коммерческих перевозок, также транспортные средства, которые произведены, изготовлены организациями, принявшими на себя обязательства по их безопасной утилизации. Еще транспортные средства, которые ввозятся с территорий государств-членов Таможенного союза и являются товарами Таможенного союза на условиях, определяемых правительством Российской Федерации. Последняя категория, по которой не уплачивается утилизационный сбор, это транспортные средства, которые помещены под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, применяемой в Калининградской области до 1 апреля 2016 года, и используются как средства международной перевозки. 
 
Законом будет определено, что паспорт транспортного средства будет выдаваться только на транспортные средства в отношении, которых утилизационный сбор уплачен или не подлежит уплате. Также законом определено, что не допускается взимание утилизационного сбора с собственников транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор уплачен, или принято предусмотренное обязательство по его дальнейшей утилизации, то есть второй раз за одно и тоже транспортное средство утилизационный сбор не может быть уплачен. 
 
В целях реализации положений Федерального закона в настоящее время подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации об утилизационном сборе. 
 
Проектом постановления предусмотрены порядок взимания утилизационного сбора и его размеры, федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен на взимание утилизационного сбора (постановлением Правительства этим органом является Федеральная таможенная служба). Также определены виды и категории транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, виды и категории транспортных средств, с года выпуска которых прошло 30 и более лет, в отношении которых утилизационные сборы не уплачиваются. Установлены порядок и условия принятия организациями на себя обязательств в отношении обеспечения безопасной утилизации изготовленных ими транспортных средств и условия, при соблюдении которых утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств, которые ввозятся в Российскую Федерацию с территории государств-членов Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза и имеют статус товаров Таможенного союза. 
 
Так как проектом постановления предусмотрено, что Федеральная таможенная служба уполномочена на взимание утилизационных сборов, поэтому я хотел бы подробнее остановиться на порядке взимания утилизационного сбора. 
 
Необходимо отметить, что при взимании утилизационного сбора будут два случая, в которых Федеральная таможенная службы будет взимать утилизационный сбор. Когда сбор будет уплачиваться за транспортное средство, произведенное на территории Российской Федерации организациями-изготовителями, принявшими на себя обязательства по безопасной утилизации произведенных ими транспортных средств. Второй случай, это когда сбор будет уплачиваться за транспортное средство, ввозимое в Российскую Федерацию физическими, юридическими лицами, за исключением транспортных средств освобожденных от его уплаты. 
 
Первый случай, когда транспортное средство будет произведено в Российской Федерации. Если производитель принял на себя обязательство по последующей утилизации транспортного средства, то в этом случае утилизационный сбор не будет уплачиваться. То есть организация-производитель не будет обращаться в Федеральную таможенную службу и в паспорте транспортного средства предполагается, что они будут проставлять отметку о том, что организация приняла на себя обязательства по дальнейшей утилизации. 
 
Если производитель будет обязан выплачивать утилизационный сбор, то производитель будет обращаться в Федеральную таможенную службу, будет оплачивать утилизационный сбор на счет Федерального казначейства по соответствующему коду бюджетной классификации, который будет размещен на сайте Федеральной таможенной службы. Также этот счет и код бюджетной классификации уже доведен до таможенных органов Российской Федерации, которые уже на своих информационных стендах должны его разместить в самое ближайшее время, где можно узнать по какому счету и какому коду бюджетной классификации платить эти деньги. После уплаты организация заполняет формуляр, где будут указаны VIN, номер машины, модель, марка и, в зависимости от того по каким техническим характеристикам необходимо будет уплачивать утилизационный сбор, будет заполнен либо объем двигателя, либо полная масса. И предоставляется расчет по каждому транспортному средству на сумму утилизационного сбора. 
 
После того, как предоставлен формуляр вместе с документами, подтверждающими сведения в формуляре (одобрения типа транспортного средства, свидетельства о безопасности либо иные документы, которые предусмотренные проектом постановления), таможенные органы будут обязаны заполнить таможенный приходный ордер на каждое транспортное средство и проставить отметку в паспорте транспортного средства. Если будет уплачен утилизационный сбор, то, соответственно, будет проставлена отметка в паспорте транспортного средства, что утилизационный сбор уплачен, и номер таможенного приходного ордена. Так как паспорт транспортного средства в данной ситуации не выдается таможенным органом, а производитель будет предоставлять этот паспорт транспортного средства в таможенный орган, то будет внесена отметка в паспорт транспортного средства и поставлена личная номерная печать инспектора, который будет в данной ситуации контролировать правильность расчета утилизационного сбора и оформлять таможенный приходный орден. 
 
Если транспортное средство ввозится в Российскую Федерацию, то импортер, который ввозит транспортное средство с территории государств не третьих стран, не государств-членов Таможенного союза, также будет обязан уплатить утилизационный сбор на тот же самый счет и по тому же самому коду бюджетной классификации. В этой ситуации инспектор также проверит правильность данных, которые поданы в формуляре, и выпишет таможенный приходный ордер. Так как функция по выдачи ПТС, ввозимых в Российскую Федерацию, возложена на Федеральную таможенную службу, после того как будет выписан таможенный приходный орден, инспектор заполняет паспорт транспортного средства, в котором уже будет стоять отметка, что утилизационный сбор уплачен и номер таможенного приходного ордера. 
 
По транспортным средствам, которые попадают в льготу и утилизационный сбор не будет уплачиваться, таможенный приходный ордер не будет заполняться и в паспорте транспортного средства будет стоять отметка, что утилизационный сбор не уплачивается в соответствии со п.6 ст. 24 Федерального закона № 128. Также будет указан номер абзаца – либо это переселенец, либо дипломатическая машина, либо другие условия, которые перечислены в Федеральном законе. 
 
Если транспортное средство будет ввозиться в Российскую Федерацию с территории государств-членов Таможенного союза, то таможня будет смотреть, все ли соответствует условиям, предусмотренным проектом постановления. Если условия соответствуют, и уплата утилизационного сбора не предусмотрена, то в этой ситуации также будет заполняться паспорт транспортного средства без таможенного приходного ордера. Будет написано, что утилизационный сбор не уплачен, и проставлена отметка в соответствии с какой статьей. Если условия не будет соответствовать условиям, которые предусмотрены проектом постановления, то на ряд транспортных средств, которые завозятся с территорий государств-членов Таможенного союза, возможно, будет уплачиваться утилизационный сбор. 
 
Хотелось бы отметить, что механизм взимания утилизационного сбора является новым этапом не только для участников внешней экономической деятельности, но также и для таможенных органов, поэтому Федеральная таможенная служба со своей стороны провела комплекс мероприятий (и до сих пор еще реализует этот комплекс мероприятий), направленный на минимизацию возможных сложностей связанных с этим».


Теги: утилизационный сбор, ФТС, ПТС, Таможенный союз, транспортное средство, ввоз, вывоз, производство, утилизация
Автор(ы):  Хакимов Рустам Фиккиевич