Цепочки поставок: новый подход к планированию 17.08.2012

Цепочки поставок: новый подход к планированию

Выступление Дениса Степина, ведущего консультанта департамента бизнес-приложений и технологий Oracle, IBS, в рамках ежегодного Форума «Логист.ру/2012». Форум состоялся 6 июля 2012 года в Москве. Тема выступления: "Новый подход к планированию цепочек поставок". 

Организаторы Форума: Логист.ру и Logist-ics.

Информационный партнер: "Таможня.Ру".

Видеозапись выступления Дениса Степина.


Что такое стратегическое моделирование и планирование цепочек поставок?

Есть некая система, которая позволяет создать модель цепочки поставок. Постольку, поскольку во всех крупных компаниях она достаточно широкая и сложная, она включает продажи, закупки, хранение, транспорт, производство, финансы. Огромное количество подразделений, которое в компаниях все пересекаются.

Очень сложно посмотреть на эту всю систему в целом. И понять, как нам модифицировать цепочку поставок? Что можно улучшить? На самых разных уровнях.

Что нам делать, если резко упадет спрос на нашу продукцию. Что нужно сделать с цепочкой поставок?

Или наоборот, мы будем быстро расти. Как нам нужно развивать опережающими темпами производственные мощности, логистические, закупочные, транспортные и так далее. То есть где у нас узкие места?

Система позволяет решить эти вопросы на стратегическом уровне. На тактическом уровне она позволяет смоделировать цепочку поставок более подробно. То есть на стратегическом уровне все строится на несколько лет вперед. Строятся планы, достаточно укрупненные и достаточно общие, на уровне финансов и общих высокоуровневых показателей. На тактическом уровне - это взгляд на несколько месяцев вперед. И попытка спрогнозировать, что же будет с цепочкой поставок. Зная примерный спрос на нашу продукцию в разных регионах и достаточно детально прорисовывая уже всю цепочку со всеми ограничениями, можно оптимизировать отдельно производство, отдельно транспорт, и все что угодно.

Но оптимизация в целом дает непомерно больший эффект. И эта система предназначена как раз для того, чтобы посмотреть на всю картину в целом.

Основная проблема в компаниях – это отсутствие коммуникаций. Например, производство хорошо знает все проблемы производства, но они абсолютно не знают проблемы логистики, сбыта или закупок. У каждого – тоже самое. Транспорт хорошо знает свои проблемы, но совершенно не знает почему его производство так или иначе поставляет свою продукцию. Они разговаривают каждый внутри себя очень хорошо, на одном языке. А между собой у них нет языка. Эта система позволяет сделать некий общий язык между подразделениями и дает возможность договориться.

В системе создается единая модель, от начала до конца. От самых ранних стадий сырья в идеальном случае, включая все процессы транспортировки, перевозки закупок хранения и до конечных продаж конечным клиентам, в идеале. В этой модели есть некий очень хороший внутренний алгоритм оптимизации. То есть, составляется на основе этой модели некая математическая модель, которая в терминах линейного программирования решает некую оптимизационную задачу.

Что мы получаем на выходе? Оптимизацию всей цепочки в целом, с точки зрения максимизации прибыли или минимизации затрат. То есть либо мы можем минимизировать все затраты, которые нам нужны в цепочке поставок, для удовлетворения спроса, или мы можем оптимизировать, повышать нашу прибыль. То есть если наш спрос превышает предложение, то система может выбирать те заказы, какой спрос нам удовлетворить более выгодно, с учетом ограничений наших мощностей: производственных, складских. Дальше она позволяет визуализировать эту цепочку поставок и проигрывать сценарий, и посмотреть что будет, если у нас, к примеру, закроется производство или подскочит спрос. Или наоборот упадет. 


То есть возможно проигрывать любые сценарии, которые нужно. Все эти задачи решает Oracle SNO (Strategic Network Optimization).

В нем существует некая модель цепочки поставок, состоящая из кубиков. Каждый кубик отображает некий объект цепочки поставок. Транспорт, склад, производство, закупку, потребителя, клиента и так далее. В каждом кубике есть набор ограничений, которые касаются конкретного участка. Система собирает все затраты по движению поставок до конечного потребителя, и в итоге пытается все это суммировать и оптимизировать. То есть она видит эту картину в целом.

Преимущество в том, что если мы видим только одно производство, то мы можем сильно проиграть в логистике. Как это у нас было у нас на внедрении. Десять заводов и между ними перераспределяется разная продукция, в зависимости от спроса. То есть "логистика плюс производство" дает громадный эффект. Чем оптимизировать отдельно производство и отдельно логистику. Потому что суммарный эффект гораздо выше, чем отдельное подразделение.

Но в чем проблема. С одной стороны система состоит из фиксированного количества элементов – набор «Lego».

Из него можно построить любую цепочку поставок, абсолютно любой сложности. Это может быть самое сложное производство. Или чисто транспортная компания. Может компания, которая занимается дистрибуцией или еще чем-то. То есть структура может быть совершенно разная, но базис один и тот же. Поэтому, она не накладывает ограничения на вертикаль.

Она не ориентирована на какие либо сферы бизнеса. Она может одинаково хорошо работать с компанией у которой есть распределенная цепочка поставок. При этому это с одной стороны плюс. Потому, что это огромная гибкость, позволяющая смоделировать все что угодно, но с другой стороны нет. Она хорошо работает, только если компания точно знает как у нее устроена работа цепочки поставок, как она должна быть, что в ней нужно улучшить и как. Тогда она позволяет составить эту модель.

Если нет, а чаще всего все-таки в большинстве компаний очень сложно предположить как должно быть. То в принципе этот конструктор «Lego», если вы не знаете, как собрать огромного динозавра, вы его не соберете. Вы будете что-то делать, но если вы не видите всю картину в целом, очень сложно это сделать.

Сама система не знает ничего о вашей организационной структуре, о ваших CPI и о том, что вы хотите от цепочки поставок получить. Результат может быть самый не известный. Что предлагает наша компания?

Компания IBS разработала некий инструмент, который позволяет этот замечательный продукт Oracle, который занимается оптимизацией моделирования цепочки поставок, безболезненно интегрировать в корпоративную систему любой компании. Мы разработали некую базу данных, в которой существуют справочники, связи, набор мета-данных, - конструктор. Который позволяет смоделировать, когда мы уже понимаем, как устроен наш бизнес, то есть на уровне справочников, предприятий, поставщиков, клиентов, каналов продаж, статей затрат. С помощью модели это все вводится в систему, потом нажимается кнопка и из нее создается внутри приложения развесистая и непонятная цепочка поставок математической модели. В принципе, в компании самим продуктом пользуется один, два человека, не больше. То есть только они толком знают, как использовать стратегическое планирование. А участвуют при этом все подразделения. И они являются поставщиками данных для них. И потребителями результатов этих расчетов. 



Постольку, поскольку система генерирует план производств, закупок, поэтому эти планы получаются синхронизированные и единые для всех. Если кто-то что-то у себя поменял, то все это увидят, так как модель одна.

Собственно в этом основное преимущество. При этом, мы сделали, опять же с помощью системы Oracle BI, отчеты. Она позволяет визуализировать и делать самые красивые графики, показатели, анализировать, строить планы, - что лучше, что хуже, проигрывать сценарии. В принципе, она позволяет быстро и просто анализировать.

Как это выглядит. Вам надо купить Oracle SNO, у компании Oracle, соответственно наша система, которая позволяет это все интегрировать. Плюс любую отчетность можно использовать. И разработка интерфейсов внешними системами. Получается, что в середине лежит некий конструктор, а снаружи у нас находятся все ваши системы. Система, если ее правильно внедрить, может взаимодействовать с другими, совершенно разными системами предприятия, от бухгалтерских, финансовых, до производственных и логистических и систем закупок и продаж. Позволяет все это свести в линию.

Основные преимущества. Наше решение позволяет гораздо быстрее и безболезненнее запустить систему управления цепочками поставок.

Есть большое количество примеров, когда мы делаем проекты и оно работает очень хорошо и эффективно. То есть сейчас, если вы используете эту систему, у вас многократно снижаются сроки внедрения. Это уже не много месяцев или лет, а реально от двух или трех месяцев до шести. Это другая стоимость. Потому что Oracle сейчас лицензирует эти системы. Вы не покупаете дорогие лицензии, вы платите в рассрочку аренду и пользуетесь системой, сколько надо. Это существенно снижает затраты на систему. Поэтому это не дорого. Кроме того существенно снижают затраты на внедрение консалтинговые услуги. Поэтому в принципе эта система переходит из уровня Top-level , для компаний самого высшего уровня, на уровень средний.

Наша задача сейчас попытаться донести до рынка, что на среднем уровне, компании не с многомиллиардными оборотами, а чуть ниже. Те, что называются middleware, среднего уровня компании, они тоже имеют право на это, но у них есть сложные цепочки поставок, они могут решать свои задачи очень хорошо и успешно.



Теги: Поставки, автоматицация, прогрозирование, анализ
Автор(ы):  Степин Денис