Коррупционные риски и индикаторы коррупции в сфере размещения заказов 02.04.2011

Коррупционные риски и индикаторы коррупции в сфере размещения заказов


Издана новая книга Храмкина Андрея Александровича: "Противодействие коррупции в госзакупках"

Издание посвящено вопросам организации противодействия коррупции в си¬стеме государственных и муниципальных закупок. Наряду с отечественным анализируется и зарубежный опыт по данной тематике. Даны практические рекомендации по разработке и построению антикоррупционной системы в области госзакупок.

Приобрести книгу можно в издательстве "Юриспруденция"






При размещении государственных и муниципальных заказов в большинстве случаев предполагается проведение какой-либо конкурентной процедуры, предполагающей объективный выбор наилучшего предложения из нескольких поступивших. Однако в некоторых случаях ответственные сотрудники заказчиков име­ют возможность обеспечить победу конкретного участника раз­мещения заказа, пообещавшего наибольшие «комиссионные» со сделки [В российских СМИ комиссионное вознаграждение ответственных сотрудников госу­дарственных и муниципальных заказчиков за помощь в получении государственного заказа получило неофициальное название «откат»]. Таким образом, можно констатировать наличие в систе­ме государственных и муниципальных закупок значительных коррупционных рисков.



Коррупционные риски возникают на всех этапах государствен­ных и муниципальных закупок. Рассматривая процедуру разме­щения заказа укрупненно, можно выделить следующие основные этапы: формирование заказа, размещение заказа и исполнение контрактов. Остановимся на каждом из них и проанализируем их с точки зрения потенциальных возможностей для обеспечения победы «нужного» поставщика.

На стадии формирования заказа коррупционные риски возни­кают при:
  • определении приоритетов заявок государственных заказчи­ков на закупку;
  • исследовании приоритетов рынка;
  • выборе способа размещения заказа;
  • формировании плана-графика закупок.

Возможные нарушения на этапе формирования заказа иллюс­трируются в таблице 1.



Таблица 1


Определение приоритетов заявок на закупку
  • Расстановка мнимых приоритетов по предмету, объемам, срокам удовлетворе­ния потребности.
  • Лоббирование инвестиций в «нужную» сферу бизнеса.
  • Определение круга и места располо­жения потребителей заказа, объема по­требления.
  • Определение объема необходимых средств.
Исследование приоритетов рынка
  • Необоснованное расширение (ограни­чение) круга возможных поставщиков.
  • Необоснованное расширение (суже­ние) круга удовлетворяющей потребности продукции.
  • Необоснованное расширение(ограни­чение) упрощение (усложнение) необхо­димых условий контракта и оговорок отно­сительно их исполнения.
  • Необоснованное завышение (заниже­ние) цены объекта закупок.
Выбор способа размещения заказа
  • Необоснованное усложнение (упроще­ние) процедур определения поставщика.
  • Неприемлемые критерии допуска и от­бора поставщика, отсутствие или размытый перечень необходимых критериев допуска и отбора.
  • Неадекватный способ выбора размеще­ния заказа по срокам, цене, объему, особен­ностям объекта закупки, конкурентоспособ­ности и специфики рынка поставщиков.
Формирование плана-графика закупок
  • Необоснованное сокращение срока: может только та компания, которая либо имеет инсайдерскую информацию о закупке, либо уже наполовину выполнила предлагаемый контракт.
  • Размещение заказа аврально в конце года (квартала). В этом случае велик риск сговора как с благими целями (отдать кон­тракт надежному поставщику, который его доделает), так и с коррупционными (отдать контракт под большой «откат» с получением некачественной продукции, когда отсутствие качества незаметно при авральной приемке).
  • Необоснованное затягивание или ус­корение процесса размещения заказа.









На этапе размещения заказа коррупционные риски возникают:
  • в ходе разработки документации;
  • при размещении извещения о закупке;
  • в период подготовки заявок участниками;
  • на процедуре вскрытия конвертов с заявками;
  • при рассмотрении заявок;
  • в процессе оценки и сопоставлении заявок;
  • при заключении контракта.

Возможные нарушения на этапе размещения заказа иллюст­рируются в таблице 2.

Таблица 2



Разработка документации
  • Несоответствие технического задания имеющимся финансовым ресурсам (за­кладываемое в ТЗ качество продукции яв­но не соответствует (ниже) цены продук­ции, заложенной в проект контракта).
  • «Заточенность» спецификации под конкретного поставщика.
  • Несоответствие закупаемого объекта имеющимся ресурсам, в том числе персоналу.
  • Техническое задание на объект закуп­ки не учитывает цену владения объектом и длительность жизненного цикла объекта.
  • Критерии отбора поставщика, условия контракта неприемлемы для большей час­ти поставщиков данного объекта закупки.
  • Размытость (неясность, неконкрет­ность) и противоречивость условий опре­деления поставщика, условий исполнения контракта, условий приемки объекта за­купки, гарантийных условий.
Размещение извещения о закупке
  • Размытость (неясность, неконкрет­ность) и противоречивость предмета за­купки, объекта закупки и основных усло­вий контракта.
  • Мистификация, подмена предмета контракта.
  • Объединение в одно размещение за­каза разных предметов и объектов закуп­ки.
Подготовка заявок участниками
  • Предоставление неполной или разной информации о закупке, подмена разъяс­нений ссылками на документацию о закуп­ке.
  • Прямые контакты и переговоры с по­ставщиком.
  • Дискриминационные разъяснения или изменения в документацию.
Процедура вскрытия конвертов с заявками
  • Оглашение неполной или неверной информации о предложениях конкурентов.
  • Сокрытие информации о наличии или отсутствии необходимых документов.
  • Оглашение несуществующей инфор­мации о закупке.
  • Подлог, добавление, изъятие, непри­нятие заявок на участие в конкурсе.
Рассмотрение, оценка и сопоставление заявок
  • Необоснованная дискриминация в от­ношении поставщиков.
  • Необоснованные преференции по­ставщикам.
  • Разное отношение к разным участни­кам размещения заказа (по одинаковым (схожим) условиям предложений постав­щиков: одни из них допускаются, другие — нет).
  • Использование необъявленных или недопустимых условий допуска к разме­щению заказа, критериев отбора.
Заключение контракта
  • Затягивание (препятствие) процедуры обжалования размещения заказа.
  • Необоснованные изменения условий контракта.
  • Затягивание (ускорение) заключения контракта.
  • Запрос недопустимых или необъяв­ленных документов и сведений при заклю­чении контракта.
  • Необоснованный отказ от заключения контракта.






На этапе исполнения контракта коррупционные риски воз­никают:
  • при администрировании контракта;
  • при приемке объекта закупок;
  • в гарантийный период.

Возможные нарушения на этапе исполнения контракта иллю­стрируются в таблице 3.



Таблица 3




Администрирование контракта
  • Необоснованно жесткое администри­рование исполнения контракта вплоть до вмешательства в хозяйственную деятель­ность поставщика.
  • Затягивание предоставления инфор­мации, необходимых материалов для ис­полнения заказа со стороны заказчика.
  • Обременение контракта дополнитель­ными необъявленными условиями.
  • Необоснованное отвлечение постав­щика от исполнения контракта.
Приемка объекта закупок
  • Необоснованно жесткие (мягкие) или необъявленные условия приемки продук­ции по контракту.
  • Необоснованное затягивание (ускоре­ние) приемки и оплаты по контракту.
Гарантийный период
  • Отсутствие контроля за исполнением гарантийных обязательств.
  • Необоснованные претензии по объе­мам и срокам гарантий.
  • Изменение заказчиком условий гаран­тийного обслуживания.
  • Игнорирование гарантийного периода.







Подробная регламентация процедуры размещения государст­венных и муниципальных заказов и система контроля, прямо пре­дусмотренные Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», а также введение в КоАП РФ штрафных санкций за нарушения при размещении заказов, привели к тому, что большая часть кор­рупционных рисков в российских госзакупках сместилась на эта­пы формирования заявок и исполнения контрактов.

В научной литературе встречаются два вида индикаторов, сиг­нализирующих о коррупционной пораженности должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления: сигнальные индикаторы и социально-нейтральные индикато­ры поведения и деятельности должностных лиц.

Наиболее распространенные сигнальные индикаторы кор­рупции в госзакупках можно представить следующим образом:
  • режим наибольшего благоприятствования при подготовке и (или) рассмотрении заявки конкретного участника размещения заказа;
  • неоднократные победы конкретной фирмы или аффилиро­ванных фирм в торгах одного и того же заказчика в течение дли­тельного времени;
  • выполнение для заказчика разнопрофильных работ одной и той же организацией в течение длительного периода времени;
  • заключение долгосрочных контрактов на поставки продук­ции на заведомо невыгодных для заказчика условиях;
  • отсутствие штрафных или иных гражданско-правовых санк­ций в заключаемых контрактах и (или) неприменение их в случа­ях нарушения договорных обязательств поставщиком;
  • большое количество искажений в экономических расчетах, приводящее к значительному завышению реальной стоимости закупаемой продукции;
  • значительные корректировки стоимости закупаемой про­дукции на этапе исполнения контракта.

К социально-нейтральным индикаторам можно отнести сле­дующие признаки коррупционного поведения:
  • частые и длительные приватные переговоры с потенциаль­ными поставщиками;
  • необоснованное резкое изменение материального благососто­яния ответственных должностных лиц организации-заказчика;
  • отсутствие у ответственных должностных лиц организации- заказчика «свободного времени», отказ от очередного отпуска, присутствие на работе при болезнях в период проведения круп­ных закупок;
  • «подбрасывание» ответственных должностных лиц организа­ции-заказчика после работы домой транспортом сторонних лиц;
  • неожиданный интерес к работе сотрудников или подразде­лений, не входящих в непосредственную компетенцию должност­ного лица, отвечающего за размещение заказа (вмешательство в работу других);
  • получение дорогостоящих подарков от потенциальных по­ставщиков на дни рождения и иные праздники;
  • неожиданная смена точки зрения на рассматриваемые во­просы;
  • обособленный, скрытный, замкнутый образ жизни;
  • необъяснимо дорогостоящий досуг (посещение элитных ноч­ных клубов, ресторанов, баров, казино и т.п.).

Признаками, указывающими на наличие коррупционных схем при размещении государственных и муниципальных заказов, мо­гут служить:
  • необоснованное и частое размещение заказов у единственно­го поставщика;
  • осуществление закупок при отсутствии реальной необходи­мости;
  • игнорирование действующего законодательства о размеще­нии заказов, ведомственных норм и регламентов;
  • действия за рамками служебных обязанностей, присвоение чужих полномочий;
  • введение дискриминационных условий в документацию о размещении заказа, техническое задание и проект государствен­ного контракта;
  • нарушения условий конфиденциальности;
  • необоснованное отклонение заявок участников размещения заказа;
  • максимальное использование субъективных критериев при рассмотрении и оценке поступивших заявок;
  • необоснованные преференции в отношении конкретного уча­стника размещения заказа;
  • присуждение контракта заявкам с более высокими ценами;
  • увеличение цены контракта на этапе его заключения или ис­полнения;
  • наличие фактов оплаты сомнительных счетов или вообще без счета;
  • проблемы на этапе исполнения контракта: низкое качество, срывы сроков и т.п.

Рассмотренные выше индикаторы и признаки могут быть ис­пользованы при разработке методики и проведении мониторинга коррупционных рисков в сфере государственного и муниципально­го заказов. Вместе с тем профиль деятельности конкретного госу­дарственного или муниципального заказчика может потребовать разработки дополнительных признаков коррупционных наруше­ний, специфичных для конкретной отрасли, региона или ведомства.


Противодействие коррупции в госзакупках



Теги: коррупция, государственный заказ, государственный контракт
Автор(ы):  Храмкин Андрей Александрович