Логистические "благотворительные фонды" прекращают свою работу в России!? 24.01.2011

Логистические "благотворительные фонды" прекращают свою работу в России!?

Финансовый кризис, наконец-то, отпустил 6-ю частью суши - Россию! Что будет дальше, как быть с бесценным антикризисным опытом, куда будет развиваться наша логистика, не умрет ли обескровленная совсем, как вид бизнеса!? Об этом и о много другом мы хотели бы поделиться в этой статье.

Аксиома бизнеса – окупаемость. И логистика, как бизнес, проверялась на прочность весь кризисный период. С начала кризиса в России, то есть в 4-м квартале 2008 года, цены на логистические услуги начали стремительно падать. Так, если до кризиса в середине 2008 г. цена на хранение одной европаллеты в сутки на складе класса "А" составляла 12-14 руб., а погрузочно-разгрузочные работы (ПРР) предлагались из расчета 100-120 руб. за паллету, то в период кризиса эти показатели колебались в следующих пределах: хранение 1-го евро паллета 7-8 руб. в сутки, ПРР - 50-60 руб. за паллету. Такое же значительное падение испытали и другие логистические услуги, как подборка и формирование заказов, консолидация и расконсолидация паллет, обработка паллет стреч-пленкой и др. Причем низкие, кризисные цены продолжали цепляться за логистов, как репей за штанину, на протяжении всего 2010 года. Такое беспрецедентное падение на основные логистические услуги в складском секторе фактически сделали заложниками профессиональных логистических операторов перед крупными сетевиками и дистрибьюторскими компаниями, пользующимися логистическим аутсорсингом.

Проводя очередной годовой анализ финансовой деятельности средних логистических операторов, мы пришли к неутешительному выводу для нашей логистической отрасли России. Оказывается, она работает в убыток уже третий год подряд, представляя из себя фактически логистические "благотворительные фонды" для внешних заказчиков, потребителей логистических услуг.
Давайте посмотрим, почему это происходит.

Предлагаем взять за основу нашего анализа среднего логистического оператора России, работающего на складах класса "А" со следующими характеристиками: емкость хранения арендованного склада 12 - 18 тыс. европаллет, средний штат компании 70-80 человек (из них, например, 25% управленцы), основное оборудование - стеллажи, погрузчики, штабелеры, ричтраки, WMS-система учета товара на складе, 2-х или 3-х месячный обеспечительный платеж, либо его денежный эквивалент, банковская гарантия, страхование гражданской ответственности перед третьими лицами, предоставленные владельцу склада.

Учтем так же следующий факт, что у среднего логистического оператора имеется, примерно, 10-15 клиентов с разной паллетной емкостью и различной интенсивностью ежемесячного товарного потока.

Проведя несложный математический анализ, основанный на доходной и расходной части компании можно увидеть, что, например в Москве и ближнем Подмосковье, средняя себестоимость хранения и обработки 1 паллетоместа в сутки составляет 20 рублей на складе класса "А", а реальный доход с того же паллетоместа составляет всего 12-14 руб. в сутки. Из этого можно сделать вывод, что за один год кризиса средний логистический оператор в России, под воздействием низких цен, мог потерять до 1-1,5 млн. долл. США. Соответственно за 2 с лишним года средний логистический оператор мог потерять до 2-3 млн. долл. США. Это серьезные потери в нашей стране даже для логистического оператора средней руки.

Сейчас стало очевидно, что рынок складских логистических услуг стал быстро расти. Причин здесь несколько. Первая причина, это активный рост спроса населения на товары и услуги, образовавшийся за счет "голода" в период затяжного финансового кризиса. Вторая причина, это выход из кризиса ряда ключевых отраслей, где присутствует высокая доля логистических услуг профессиональных логистических операторов. Прежде всего, это весь ритейл, производство и импорт товаров народного потребления (ТНП), строительная сфера. Третья причина, это нарастающий дефицит на российском рынке профессиональных логистических операторов, на фоне растущего дефицита первоклассных складских объектов для качественной логистики. В кризис многие складские проекты были заморожены, а некоторые не вышедшие из земли, перепрофилированы под другие цели.

Теперь попробуем пойти от обратного и определим, при каких условиях среднему логистическому оператору будет целесообразно заниматься предоставлением качественных логистических услуг на растущем рынке России.

По нашим расчетам получается, что для полной окупаемости, средний логистический оператор должен зарабатывать комплексно 25 руб. на одну европаллету в сутки. Или держать цены на свои услуги из расчета: хранение одного европаллета в сутки 16-18 руб., ПРР 100-120 руб., обработка 1 короба товара 8-10 руб., обработка паллеты стреч-пленкой 80 руб., в среднем клиенты должны совершать около 1 оборота в месяц всего складского запаса, предоставленного на ответственное хранение профессиональному логистическому оператору.

Как видите, коллеги, пришло время работы на условиях безубыточного производства.

Мы сделали свой подарок рынку, поддержав его в кризисный период своими услугами по минимальной цене. Пусть теперь и рынок ответить всем логистам России взаимностью!

Теги: складская логистика
Автор(ы):  Елин Владимир Александрович