Логистика в книжном деле. Состояние и проблемы 01.12.2010

Логистика в книжном деле. Состояние и проблемы

Доклад на конференции Московской торгово-промышленной палаты
«Актуальные вопросы инновационной логистики»
01 декабря 2010 года


ЛОГИСТИКА В КНИЖНОМ ДЕЛЕ: К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ

Логистика в XXI веке играет огромную роль в организации и оптимизации деятельно­сти на всех уровнях, начиная с рабочего места специалиста и охватывая в глобаль- ном масштабе взимодействия структур экономических кластерных систем. Для со­временного бизнеса логистика становится жизненно важным элементом управления движением потоков, позволяющим доставить потребителям в определенный срок и место, в нужном количестве и качестве необходимые издательские продукты, которые производятся как России, так и в других странах мира. В данном случае логистика охватывает не только товародвижение, но и управление информационными, сервис­ными финансовыми кадровыми потоками. Тем более, в нестабильных условиях рын­ка приходится постоянно совершенствовать бизнес-процессы, описывая и выстраивая их с учетом стандартов ИСО 9000. Однако в российских книжных компаниях уровень применения логистических принципов пока недостаточно высок. В этой связи возни­кает вопрос: существует ли в России организация, которая осуществляет логи­стическое построение предприятия «под ключ»?

Становление или перевод российского бизнеса на современный информационный ви­ток заставляет предпринимателей задуматься о единых стандартах с тем, чтобы не упустить возможность «вписаться» в мировую тенденцию развития стандартизации, позволяющей перевести взаимоотношения на более качественный уровень, быстро и оперативно создавать различного плана информационные площадки, получать и пе­редавать контент с соблюдением авторского права. В этом плане есть одна «заковыр­ка»: в связи с введением Федерального закона «О техническом регулировании» ГОСТы Системы стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу носят рекомендательный характер, тогда как регламенты для книжной отрасли не созданы. Более того, переход книжного дела в глобальное цифровое пространство нуждается в установлении единых международных правил и норм к оформлению выходных све­дений на титульных элементах изданий и цифрового контента. Это также требует и формирования механизма постоянного совершенствования стандартов элек­тронного обмена данными для корректного отображения информации об изданиях, которой обмениваются участники книжного рынка, в любом формате и на любом язы­ке.

Сегодня практически нет инструмента, позволяющего зарубежным предпринимателям читать различные российские издательские предложения. Транслитера­ция разрешает графически перекладывать текст одной системы алфавита в другую, то есть русские буквы автоматически могут изменяться на английские, однако это да­ет возможность обмениваться сообщениями, но не обрабатывать данные.

В настоящее время существует еще такая проблема, как формирование кластеров. Во-первых, построение кластерных систем оказывается проблематичным из-за того, что введение новые технологий на предприятии старой «формации» вызывает серь­езные трудности, которые влекут за собой снижение эффективности и надежности данного вида деятельности. Иначе говоря, переоснащение и переход на другой информационно-технологический уровень требуют привлечения специалистов, нацеленных не на проектирование на старом «укладе», а на развитие корпоративных отношений и построение современного предприятия на базе более со­вершенных технологических цепочек, способных впитывать в себя инновационные технологии. Во-вторых, в российском книжном деле недостаточно опыта создания кластерных систем, нацеленных на производство и доведение издатель­ских продуктов до потребителей. Гильдия книжников и Торговый Дом «Библио- Глобус» предпринимают попытку создания на договорной основе подобного плана кластерного объединения предприятий. На данном этапе единая система управления, обмена знаниями и технологиями может позволить выстроить матрицу структуры кла­стера, а регламентация и стандартизация - совершенствовать процессы и взаимо­действия. Так, шаг за шагом Торговый Дом совместно с Московским государст­венным университетом печати проводит разработку фундаментального проекта по описанию всех бизнес-процессов книготоргового предприятия, как внутрен­них, так и внешних, как взаимодействия с издателями, так и покупателями. Условно это можно назвать своеобразной «прелюдией» к переходу на ИСО 9000, которая дает возможность не только оптимизировать деятельность и сократить издержки, но и пра­вильно выстроить функционал, создать «прозрачность» во взаимоотношениях и от­крытость информационных систем.

Как видим, эффективность кластерной системы, особенно в масштабах отрасли, свя­зана с «прозрачностью» бизнеса, с результатами постоянного мониторинга со­стояния информационных потоков и данными соответствующих маркетинго­вых исследований, позволяющими видеть происходящее в движении товарной мас­сы и денежных средств. К сожалению, в России нет объективных аналитических дан­ных о состоянии книжного рынка, отсутствует анализ динамики продаж, позволяющий издателям выпускать необходимую потребителям литературу, а книготорговым пред­приятиям - делать прогнозы реализации и правильно формировать ассортимент. По­этому во многом успешность издательских проектов зависит от интуиции издателя и книгораспространителя, что, в свою очередь, требует высокой квалификации специалистов.

В книжном деле пока еще остаются неразрешенными и проблемы, связанные с адми­нистративными барьерами, налоговым прессом, несовершенством системы отчетно­сти, правовым регулированием бизнеса, таможенным оформлением груза... Безус­ловно, все это увеличивает издержки и замедляет перемещение товарной массы по России и другим странам мира. И это только некоторые моменты, мешающие про­зрачному выстраиванию бизнеса. Поэтому если не повысить качество услуг (которое является фундаментом любого бизнеса), если не выстроить логистику издатель­ского и торгового процесса с созданием на базе единого формата общения ин­формационной площадки, то малый и средний бизнес рано или поздно столкнется с серьезными проблемами, поставившими предприятия на грань выживания.

ЛОГИСТИКА ВО ВЗАИМОСВЯЗИ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Насколько логистика вошла в нашу современную жизнь? Присутствует ли во всех сферах жизни? Как она сочетается в «палитре» науки и производства? Выстраивает ли отношения в социуме и бизнес-сообществе? Сегодня у нас нет регламента во взаимоотношениях с партнером. Нет корпоративного кодекса, регулирующего взаи­модействия в реальном и цифровом мире. Но есть договор, который с юридической точки зрения прописывает права и обязанности сторон. К сожалению, он не охваты­вает весь спектр взаимоотношений между партнерами, не позволяет «узнать» друг друга и не освобождает от «лишних» бумаг.

ЛОГИСТИЧЕСКИЙ КЛУБ

Вероятно, когда мы говорим об «узнаваемости» друг друга, о возможностях тех или иных логистических центров, о предлагаемых услугах и продуктах, нужна интерактив­ная логистическая платформа, позволяющая отыскивать наиболее удачные предло­жения для организации и совершенствования бизнеса, выстраивать логистические цепочки, формировать кластерные системы и т.д. Пожалуй, такая площадка поможет сформировать на базе стандартизации и кодекс, который даст нам возможность совершенствовать все, что несовершенно, продвигать логистику в книжном деле.

Теги: комплексная логистика, ISO 9001:2008
Автор(ы):  Есенькин Борис Семенович