Роль логистики в развитии железнодорожного транспорта России 17.03.2010

Роль логистики в развитии железнодорожного транспорта России

Выступление президента ОАО "РЖД" В.И. Якунина

"Роль логистики в развитии железнодорожного транспорта России"

на торжественном открытии Центра международной логистики и управления цепями поставок в Санкт-Петербургском государственном университете

(г. Санкт-Петербург, 17 марта 2010 года).

Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

Разрешите поздравить всех присутствующих со столь важным и знаменательным событием – открытием Центра международной логистики и управления цепями поставок!

Этот яркий пример плодотворной совместной работы Российских железных дорог и "Дойче Бан АГ" наглядно демонстрирует то огромное значение, которое обе компании уделяют относительно молодой, но получившей в последнее время общемировое признание отрасли – логистике, а также нашу обоюдную заинтересованность во взаимовыгодном сотрудничестве в этой области.

Логистика, бесспорно, является сегодня связующим звеном глобальных внешнеторговых отношений.

Развитие и совершенствование рынка транспортно-логистических услуг, обеспечивая более тесное взаимодействие различных видов транспорта, создают условия для глубокой международной интеграции национальных транспортных систем и повышения качества предоставляемых услуг.

Российский рынок транспортно-логистических услуг до середины 2008 года весьма динамично развивался, что определялось общим ростом экономики и увеличением спроса на обслуживание внутрироссийских и внешнеторговых грузопотоков.

В условиях мирового финансового кризиса стоимостной объем этого рынка начал снижаться и, по оценкам агентства "РосБизнесКонсалтинг", в 2009 г. составил всего 37 млрд. долл. Однако уже к 2015 году ожидается значительное увеличение его объема. Поэтому российский рынок транспортно-логистических услуг весьма перспективен.

Структура транспортно-логистического рынка России значительно отличается от структуры мирового рынка, что во многом определяется низким уровнем развития логистического сегмента. Доля логистических услуг в нашей стране составляет около 17% от объема рынка, в то время как в мире – 52%. Доминирующим сегментом этого рынка по-прежнему остаются грузовые перевозки (их доля превышает 80%).

Для формирования комплексных высокотехнологичных логистических услуг необходимо наличие и доступность на рынке соответствующей инфраструктуры. Но в России крупных логистических центров, которые бы удовлетворяли современным требованиям по техническим характеристикам и уровню сервиса, явно недостаточно.

Если в странах с высоким уровнем развития логистических услуг преобладают складские мощности класса А и В, то у нас – терминально-складские помещения класса С и D (их доля в Москве и Санкт-Петербурге колеблется в пределах 60-70%, в остальных регионах РФ – 80-90%).

Все это определяет объективную потребность рынка в развитии современной терминально-логистической инфраструктуры на территории России. И хотя в настоящее время и наблюдается спад инвестиций в создание современных терминальных мощностей, мы убеждены, что мировой финансово-экономический кризис не должен остановить реализацию планов по долгосрочному инфраструктурному развитию.

Развитие логистики является одним из стратегических направлений диверсификации деятельности ОАО "РЖД". Мы видим значительную синергию логистики с основным бизнесом Компании – железнодорожными грузовыми перевозками. Комплексное освоение нового сегмента создаст базу для интенсивного привлечения дополнительных клиентов на железнодорожный транспорт. Мы рассчитываем стать не только крупнейшей транспортной, но и одной из лидирующих международных логистических компаний.

После детального изучения международного и российского опыта организации логистической деятельности специалистами нашей Компании были определены три стратегических направления развития логистического бизнеса ОАО "РЖД":

- во-первых, это формирование инфраструктурных возможностей для оказания комплекса логистических услуг высокого уровня качества, что потребует создания системы современных терминально-логистических комплексов по всей сети российских железных дорог;

- во-вторых, это строительство новых и оптимизация существующих терминально-складских активов ОАО "РЖД", а также организация предоставления на их базе услуг, необходимых широкому кругу клиентов (развитие бизнеса в области терминального оперирования);

- и, в-третьих, пожалуй, одно из самых знаковых направлений – это создание дополнительного "интерфейса" с пользователями транспортных услуг посредством развития контрактной логистики и выхода ОАО "РЖД" на рынок комплексных клиентоориентированных логистических услуг (создание в структуре холдинга "РЖД" логистической компании, которая интегрирует подразделения и дочерние общества ОАО "РЖД", а также внешних поставщиков в комплексную услугу управления цепочкой поставок).

Изменение экономических условий, конкуренция видов транспорта предъявляют новые требования к организации процессов доставки и хранения грузов, порождая новые технологии: торговые (такие как ритейл, магазин-склад), транспортные (тенденции контейнеризации) и индустриальные.

В этой связи Компании необходим современный формат грузового обустройства – мультимодальные терминально-логистические центры на всей сети российских железных дорог, и в первую очередь в крупных транспортных узлах. Поскольку именно в них осуществляется централизация грузовой работы, которая оказывает существенное влияние на структуру грузооборота и распределение нагрузки на прилегающую транспортную сеть.

В апреле 2009 г. в аппарате управления ОАО "РЖД" создан Центр по развитию терминалов, на который возложена организация подготовки проектов по созданию и развитию терминально-логистических комплексов ОАО "РЖД" и контроль за выполнением этих проектов, а также разработка и реализация единой политики в сфере развития терминально-логистической инфраструктуры Компании.

Формирование современной терминально-логистической инфраструктуры рассматривается нами как сетевой проект, в котором объекты взаимоувязаны посредством целого ряда факторов.

В первую очередь, это организация курсирования между ключевыми терминально-логистическими объектами регулярных контейнерных поездов по пассажирскому принципу, т.е. по жестким ниткам графика. Данная технология позволяет не только существенно сократить время доставки грузов, но и осуществлять доставку фиксированными партиями регулярно и строго по расписанию. В перспективе Компания планирует сформировать опорную сеть регулярных контейнерных маршрутов, охватывающую все узловые точки на карте Российских железных дорог.

Другими важными объединяющими факторами является применение унифицированной технологии переработки грузов, единой тарифной политики и единого информационного пространства. Всё это предполагает внедрение корпоративной информационной системы, которая будет своевременно предоставлять информацию о статусе каждой отправки груза, учитывать и контролировать состояние подвижного состава.

Беспрецедентный масштаб этого проекта предусматривает:

строительство более 50 крупных ТЛЦ (включая "сухие порты" на Дальнем Востоке, Балтике, Азово-Черноморском регионе и др.);

комплексную реконструкцию порядка 60 крупных грузовых дворов;

модернизацию широкого круга объектов технологического комплекса, подъемно-транспортного оборудования около 400 грузовых дворов;

реконструкцию путевого развития на подходах к терминалам, а также в транспортном узле в целом.

На сегодняшний день ряд приоритетных проектов создания терминально-логистической инфраструктуры уже переходят в практическую стадию.

Это, в первую очередь, проект создания в Московской области терминально-логистического центра "Белый Раст", непосредственное участие в проработке которого принимает наш стратегический партнер – "Дойче Бан АГ". Планируемый логистический центр будет занимать территорию более 100 Га, на которой разместятся контейнерный терминал мощностью 290 тыс. TEU (ДФЭ) в год, универсальный терминал для переработки грузов промышленного назначения, универсальный складской комплекс, центр таможенного оформления грузов, а также административно-деловой центр.

Специалистами Центра по развитию терминалов с привлечением "ДБ Интернациональ ГмбХ" подготовлено технико-экономическое обоснование указанного проекта и инвестиционные предложения потенциальным инвесторам. Проект, безусловно, недешевый (более 20 млрд. рублей), однако не имеющий аналогов в России по своей комплексности, и способный обеспечить инвесторам приемлемый уровень окупаемости вложенных средств. Хочу заметить, что тот интерес, который демонстрирует рынок к данному проекту, даже несмотря на кризисные явления, говорит о его перспективности.

Другие примеры перспективных инфраструктурных проектов, которые сейчас находятся в проработке, это:

- создание "сухого порта" в Ленинградской области в районе ст. Шушары;

- строительство логистического центра "Доскино" в Нижегородской области.

Оба проекта станут важными системообразующими объектами региональной индустриально-логистической инфраструктуры. Эффективность их реализации будет зависеть от взаимодействия бизнеса с органами федеральной и региональной исполнительной власти.

Такие проекты чрезвычайно важны и выгодны не только для ОАО "РЖД" и других частных инвесторов, но и для самих регионов, поскольку за счет этого формируются инфраструктурные условия для реализации преимуществ их географического положения и достижения высокой конкурентоспособности.

Формирование современной терминально-логистической инфраструктуры создает предпосылки и для эффективного развития на ее базе операторской деятельности. В этом направлении нашей Компанией тоже сделаны важные шаги.

В частности, разработана Концепция реформирования дирекций по управлению терминально-складским комплексом железных дорог - филиалов ОАО "РЖД". Принято решение о создании Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом, которая должна начать свою хозяйственную деятельность со 2 квартала текущего года. Дирекция будет консолидировать деятельность более 500 грузовых дворов, существующих на сегодня в ОАО "РЖД", и заниматься оптимизацией структуры терминально-складских активов Компании.

Стратегическим направлением данной работы является создание условий для формирования на базе данной дирекции самостоятельной компании - терминально-складского оператора, который за счет рационализации своей деятельности на базе современных технологий и бизнес-процессов, а также сетевого охвата деятельности, сможет занять лидирующее положение в этом сегменте логистического рынка.

В рамках реализации третьего стратегического направления первоочередная задача ОАО "РЖД" – создание в структуре Холдинга сетевой логистической компании, позиционируемой как логистический провайдер формата 3PL и предоставляющей клиентам комплексные логистические услуги. При формировании таких услуг предполагается максимально эффективно использовать имеющуюся ресурсную базу ОАО "РЖД" и его дочерних обществ.

Таким образом, мы стремимся сформировать новый для Компании бизнес на основе оказания услуг с высокой добавленной стоимостью с помощью современных логистических технологий. В перспективе деятельность в области комплексной контрактной логистики, терминально-логистических услуг и в сфере управления терминалами может быть интегрирована в рамках единого логистического субхолдинга.

При всем значении логистической деятельности основным бизнесом ОАО "РЖД" является предоставление транспортных услуг (непосредственно железнодорожных перевозок). Поэтому не менее значимым вопросом для Компании остается внедрение широкой линейки современных транспортных продуктов.

Необходимо вывести на рынок широкий спектр транспортных услуг, сегментированных по качественным, скоростным, ценовым и другим критериям в зависимости от потребностей клиентов. Это позволит повысить конкурентоспособность железнодорожного транспорта и экономическую эффективность работы нашей Компании.

В своих решениях мы учитываем также и то, что в последние годы происходит интенсивный процесс переноса производства из Западной Европы и США в страны Азии и формируется обратный поток готовых изделий. Это стало важнейшим фактором развития межконтинентального рынка транспортно-логистических услуг.

Мы намерены последовательно добиваться существенного повышения роли ОАО "РЖД" на Евроазиатском пространстве в сегментах грузовых перевозок и логистических услуг. С этой целью в Компании осуществляется ряд комплексных мероприятий. В первую очередь, совершенствуются технологии перевозок, в т.ч. транзитных, и повышается качество услуг, предоставляемых грузоотправителям.

Хотелось бы особо выделить проект "Транссиб за 7 суток", ставший визитной карточкой российских железных дорог и раскрывающий потенциал транзитных железнодорожных перевозок через территорию России. "Транссиб за 7 суток" - это инновационный транспортный продукт ОАО "РЖД", который позволит уже к 2012 году осуществить доставку грузов от портов Дальнего Востока до западной границы России за одну неделю.

Достижение таких временных показателей будет обеспечено за счет использования нового подвижного состава, усиления пропускных способностей инфраструктуры, внедрения современных информационных технологий, а также адаптации железнодорожной техники и технологий к международным стандартам.

Принимая во внимание, что в условиях глобализации без выхода на мировой рынок невозможно выстроить полную логистическую цепочку, ОАО "РЖД" последовательно реализует ряд зарубежных проектов, направленных на укрепление международного сотрудничества в области железнодорожного транспорта:

- концессия Армянских железных дорог;

- участие в развитии железных дорог Монголии;

- реконструкция Транскорейской магистрали со строительством контейнерного терминала в порту Раджин (КНДР);

- проработка проекта строительства железнодорожной линии Решт (Иран) – Астара (Азербайджан) в рамках создания сухопутной ветви международного транспортного коридора "Север – Юг";

- организация железнодорожно-паромных переправ;

- разработка проекта строительства железной дороги колеи 1520 мм до Братиславы и Вены.

Все эти проекты, несмотря на их страновые и технологические особенности, реализуются ОАО "РЖД" с одной целью – предложить клиентам транспортно-логистические услуги качественно нового уровня (экономически оправданная и конкурентоспособная цена, удобный и безупречный сервис). Поставленные задачи можно реализовать, на наш взгляд, лишь при эффективном взаимодействии различных видов транспорта, и в частности, железнодорожного и морского.

Объем перевозок грузов в 2009 году через порты России составил 199,1 млн тонн, что на 4,1% больше, чем в 2008 году. ОАО "РЖД" активно участвует в строительстве железнодорожных подходов к российским портам во всех водных бассейнах. Для освоения перспективных объемов перевозок на дальних подходах к портам Балтийского региона ОАО "РЖД" за последние годы выполнены значительные работы по строительству вторых путей, электрификации, удлинению приемо-отправочных путей на лимитирующих полигонах.

Существенные средства вложены и будут вкладываться в развитие предпортовых станций в Усть-Луге, Приморске, Высоцке, Мурманске, Калининграде. Большая работа проводится по усилению и развитию железнодорожной инфраструктуры на подходах к портам Дальневосточного региона. За последние 3 года на эти цели было направлено порядка 20 млрд руб.

Для того чтобы выстроить эффективную логистику интермодальных перевозок, Компания и её дочерние предприятия входят в капиталы морских портов. Изучается возможность создания в крупнейших портах управляющих компаний для координации инвестиционной политики и действий всех участников логистической цепочки на базе единых диспетчерских служб, осуществляющих постоянный контроль над продвижением грузопотоков с учетом взаимодействия всех видов транспорта. Детально прорабатывается вопрос об участии ОАО "РЖД" в развитии припортовой терминальной инфраструктуры.

Также нами ведется активная работа по формированию условий для совместной реализации комплексных транспортных цепочек доставки внешнеторговых грузов и экономически оправданного распределения доходов и прибылей между всеми участниками этого процесса. Компания выстраивает более эффективную модель взаимодействия с таможенными органами на базе единого электронного документооборота.

Совместными усилиями прорабатываются вопросы нормативно-правового урегулирования технических и технологических проблем взаимодействия железнодорожного и морского транспорта (соблюдению согласованных условий перевозок и мер взаимной ответственности за их нарушение, разработка закона о транзите).

Важным инструментом влияния Компании на формирование конкурентоспособной и экономически эффективной "сквозной" ставки может стать создание совместных предприятий с морскими перевозчиками и экспедиторами.

В целях развития мультимодальных логистических цепей доставки грузов до потребителей мы развиваем смешанные железнодорожно-паромные перевозки. С 2007 года открыто паромное сообщение Усть-Луга - Балтийск (Россия) – Зассниц/Мукран (Германия), на котором курсируют паромы "Вильнюс" и "Балтийск". Для оперативного решения вопросов развития паромных перевозок на данном направлении создан специальный российско-германский Совет комбинированной железнодорожно-паромной линии "Усть-Луга – Балтийск – Зассниц".

После решения о вступлении Российской Федерации в ОТИФ и присоединения к КОТИФ на данном маршруте стало возможным осуществлять оформление перевозок грузов с применением унифицированной накладной ЦИМ/СМГС.

Прорабатывается вопрос организации регулярного прямого железнодорожно-паромного сообщения между портами "Кавказ" (Краснодарский край) и "Самсун" (Турция), в создании которого активно участвует дочерняя компания ОАО "РЖД" - "Black Sea Ferries Ltd". Эта компания уже осуществляет перевозки на направлении Кавказ – Поти, что позволяет обеспечить транспортное сообщение с Республикой Армения.

Таким образом, делается всё возможное для создания конкурентоспособных условий с целью использования морских портов при перевозке внешнеторговых грузов.

*****

Как видите, перед нашей Компанией стоит комплекс важных и сложных задач в части развития логистической деятельности, которые невозможно решить без проведения соответствующих исследований рынка транспортно-логистических услуг и, главное, без привлечения высококвалифицированных кадров.

Уже сейчас, не имея пока "широкого выхода" на рынок логистики, ОАО "РЖД" ощущает ежегодную потребность в десятках новых специалистов в этой области, а также в переподготовке и повышении квалификации около полусотни менеджеров Компании и её дочерних обществ. И это только потребности Центрального аппарата.

Учитывая планы по развитию логистического бизнеса ОАО "РЖД" и сетевой масштаб деятельности, необходимость в профессиональных управленческих кадрах в различных областях логистики в ближайшей перспективе будет измеряться сотнями.

В этой связи создание Центра международной логистики и управления цепями поставок должно способствовать решению поставленных стратегических задач. По своему духу и содержанию этот проект является инновационным и уникальным с точки зрения формы международной интеграции бизнеса и университетов, а также новизны области научных исследований и образовательной деятельности для отечественной высшей школы.

Особенность Центра заключается в том, что, пожалуй, впервые в рамках старейшего российского университета создается структурное подразделение, которое инициировано и финансируется двумя крупнейшими железнодорожными компаниями – ОАО "РЖД" и "Дойче Бан АГ". Центр представляет собой качественно новую для российской системы высшего образования форму долгосрочного сотрудничества бизнеса с государственными университетами.

Хочется надеяться, что со временем Центр получит широкое признание на международной арене и станет поставщиком новых знаний, основанных на результатах глубоких теоретических и прикладных научных исследований по управлению цепями поставок, а также развития логистического бизнеса.

В условиях острого дефицита в квалифицированных специалистах, вооруженных не только практическими, но и теоретическими знаниями в области логистики, актуальной становится образовательная функция Центра. В перспективе Центр должен занять лидерские позиции в сфере учебно-методического обеспечения преподавания в вузах дисциплин, формирующих у будущих специалистов необходимые компетенции в области международной логистики и управления цепями поставок.

Одним из важнейших направлений деятельности Центра станет разработка программ повышения квалификации для сотрудников ОАО "РЖД" и "ДБ АГ" с учетом формируемых рынком потребностей компаний. В этой связи, с точки зрения ОАО "РЖД", стратегическая роль Центра видится в формировании многоуровневой системы подготовки для Компании квалифицированных менеджеров по логистике и управлению цепями поставок.

Сотрудничество ОАО "РЖД" с "Немецкими железными дорогами" и его крупным подразделением "ДБ Шенкер АГ", а также с Европейской школой бизнеса в создании Центра международной логистики не случайно. Германия является признанным европейским лидером в области логистики, как в сфере бизнеса, так и в сфере научных исследований и образования. Участие в проекте мировых лидеров логистического бизнеса, каковыми являются ДБ Шенкер АГ и Европейская школа бизнеса, создает уникальные возможности для прорыва российских академических партнеров в развитии этого направления в нашей стране.

Соединяя воедино потенциалы таких ведущих университетов страны, как Санкт-Петербургский государственный университет и Петербургский университет путей сообщения, мы рассчитываем достичь серьезных синергетических эффектов для транспортной отрасли. Они будут способствовать укреплению кадрового состава ОАО "РЖД" в области логистики, станут фундаментом для выхода Компании в лидеры на рынке транспортно-логистических услуг.

Санкт-Петербургский государственный университет в лице Высшей школы менеджмента обладает позитивным опытом и достижениями в области преподавания и исследований по менеджменту и является лидером интернационализации российского высшего образования по этим вопросам. В свою очередь, Санкт-Петербургский университет путей сообщения – один из ведущих в нашей стране центров экспертизы и знаний в области технологии железнодорожных перевозок.

Благодаря компетенциям этих университетов мы рассчитываем, что в ближайшем будущем ряды специалистов многих российских транспортных компаний пополнятся истинными профессионалами в выстраивании эффективных логистических бизнес-процессов. Можно с уверенностью говорить, что создаваемый Центр становится своего рода ядром, объединяющим потенциалы трех ведущих в своих областях (образовательной и научно-исследовательской деятельности) университетов, представляющих Россию и Германию.

Исходя из важности логистического направления деятельности нашей Компании, мы уделяем большое внимание созданию и развитию целостной многоуровневой системы подготовки управленческих кадров по логистике и управлению цепями поставок.

Эта система будет охватывать подготовку специалистов как в рамках основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры, так и в рамках дополнительных образовательных программ для сотрудников ОАО "РЖД" (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, МВА).

Особую привлекательность для такого рода программ обучения составляет их ориентация на корпоративные требования работодателя к знаниям и компетенциям выпускников, привязка к специфике деятельности компании и решаемым на практике задачам, использование в учебном процессе научных исследований, проводимых по соответствующей проблематике на материалах как ОАО "РЖД", так и других крупнейших компаний мира.

Мы прекрасно понимаем, что создание и функционирование такой системы подготовки основывается на эффективном взаимодействии Компании с Центром и готовы содействовать проведению научных исследований и разработке учебных материалов для преподавания дисциплин в программах всех уровней.

Центр международной логистики должен стать уникальным по своей форме и содержанию научно-методическим центром, который объединит усилия крупнейших в России работодателей с международным консорциумом университетов в сфере разработки образовательных программ мирового уровня по подготовке управленческих кадров в области международной и транспортной логистики для нужд отрасли и страны в целом.

Благодарю за внимание.

Источник: rzd.ru


Теги: транспортная логистика, логистика
Автор(ы):  Якунин Владимир Иванович