Проблемы   и   преимущества   Российской   логистики?! 03.05.2010

Проблемы и преимущества Российской логистики?!

На вопросы отвечает Елин В.А., кандидат технических наук, Председатель совета директоров ЗАО "Смарт Лоджистик Групп" (SLG).

1. В чем Вы видите основные проблемы российской логистики сегодня?

Ответ: Проблемы современной логистики России заключаются в следующем. Во-первых, в период кризиса многие логистические операторы были вынуждены работать в пол силы, при этом за минимальные расценки. Это случилось в том числе и по тому, что во время кризиса многие заказчики логистических услуг проводили очень агрессивную политику в отношение логистических операторов на понижение расценок за вполне квалифицированные услуги последних. В свою очередь такое положение дел привело многих логистических операторов к значительным, накопленным долгам перед арендодателями и собственниками складских помещений. А так же к отсутствию финансового запаса для реинвестирования в собственное развитие, в логистические технологии, персонал, в маркетинговые исследования новых рынков и т.д.

Во-вторых, у многих логистических операторов нет возможности использовать кредитные ресурсы банковской сферы. Причина, ужесточение самих банков по условиям кредитования логистической отрасли, так и по причине значительного снижения финансовых потоков логистических операторов от продажи логистических услуг клиентам.

В-третьих, нарушена система лизинга для логистических операторов по совокупности причин, а именно из-за удорожания кредитных средств, избыточной системы рисков по заемщикам в период кризиса, а так же из-за значительного увеличения срока окупаемости лизинговой техники и стеллажного оборудования, WMS-систем, как необходимых атрибутов профессионального логистического оператора.

Сюда, можно так же добавить еще одну первопричину клубка проблем  логистических операторов - значительное снижение покупательной способности наших граждан в период кризиса. Здесь же снижение заказов от государственных учреждений, свёртывание инвестиционных проектов и программ развития ключевых компаний и корпораций большинства отраслей России из-за Мирового финансового кризиса.      

2. Как  повлияла на деятельность логистических компаний (в том числе Вашей компании) концепция ФТС РФ о переносе таможенного оформления в приграничные регионы?

Ответ: Влияние Концепции ФТС РФ о переносе мест таможенного оформления на территорию приближённую к Государственной границе России с начало вызвало бурю негодования со стороны большей части таможенных брокеров Московского региона. При этом необходимо отметить то, что, многие российские таможенные брокеры являются и профессиональными логистическими операторами. Таможенные брокеры задумались, как же быть. и нашли выход в волшебных буквах с цифрой 2 - ЭД-2! Применение электронных технологий! Или электронное декларирование через Интернет по технологии ЭД-2 с помощью комплекса программ от компаний "Альта-Софт" и "Крипто-Про" с ЭЦП (электронная цифровая подпись). И дело в шляпе! То есть, Вы можете при определённом навыке, оформлять электронную декларацию на Ваш импортный груз непосредственно из собственного офиса используя мировую сеть Интернет.

Как это событие повлияло на логистических операторов?! Да ни как. Дело в том, что все товары, импортные они или отечественные по не писанному закону логистики концентрируются не далеко от мест  их потребления. То есть, в непосредственной близости от городов-миллионщиков, где на сегодня сосредоточены многие современные логистические парки и складские распределительные центры России.

Но самое главное, что сделала Концепция ФТС РФ, она подстегнула повсеместное, массовое внедрение новой технологии электронного декларирования через Интернет - ЭД-2! Если бы эту технологию активнее внедряло предыдущее Руководители ГТК РФ, то ни "Черкизона", ни его последователей в контрабандном деле уже давным-давно не было на российской земле. Да и бюджет России пополнялся бы значительнее, за счёт не начисленных таможенных платежей на доселе "текущие контрабандные реки".      

3. Какие изменения Вы предложили бы сделать в этой концепции?

Ответ: Я бы посоветовал одно, мягко, а не стремительно реализовывать Концепцию перевода таможенного оформления на территории в близи Государственной границы. Ведь для профессиональной работы и таможенников, и логистов, и таможенных брокеров необходима качественная инфраструктура, социальные объекты быта, продвинутые технологии и самое главное опытный и профессиональный персонал. Иначе внутренний  поток таможенного импорта, который проводили в Москве и Московской области не переварит ни одна граница в нынешнем её состоянии и контрабанда будет течь как вода через решето. И бюджет потеряет и Концепция пострадает.

Но самое главное, что бы я внёс в Концепцию, если бы у меня была такая возможность, так это коренным образом поменял отношение к грузу проходящему таможенную очистку. Мне как логисту очевидно, что надо было совместить конечное место доставки импортного груза с местом его непосредственной таможенной очистки. Дело в том, что таможенная очистка на границе Российской Федерации, а в ближайшее время на границе Таможенного Союза (ТС) не снимает проблему движения груза после таможенной очистки в ту же Москву, СПб, или другие города-миллионщики, где в дальнейшем и потребляется этот груз. Ведь на подъездах во всех мегаполисов России уже давно работают крупные логистические парки и терминальные комплексы, способные обрабатывать огромные потоки импортных и отечественных грузов. Там созданы идеальные условия для хранения, обработки и доставки грузов до дверей клиентов и потребителей. Да и граница Российской Федерации в скором времени будет формальной после вступления России в ВТО и большей интеграции с Евросоюзом. И тут сразу встает вопрос, надо ли на границе что то городить?! Фактически при глубокой интеграции с Евросоюзом, российская граница будет являться транзитной территорией, нежели зону для хранения всего и вся. Не практичнее ли использовать действующие и работающие логистические парки и современные терминалы!? При этом коренным образом изменив подходы в таможенной деятельности – посредством неукоснительного исполнения положений статьи 42 Таможенного кодекса таможенного союз – по реализации права участников внешней торговли на предоставление предварительной информации.

4. Какое воздействие, на Ваш взгляд, окажет на российскую логистику создание единой таможенной территории с Казахстаном и Белоруссией?


Ответ : Думаю, что создание единой таможенной территории которая заменит национальные таможенные территории наших государств должно кардинальным образом изменить лицо российской логистики. Мы, как огромная страна с гигантским, неиспользованным  потенциалом транзитных перевозок авто, авиа и ж/д грузов могли бы выиграть от ТС, что называется по максимуму. С одной стороны у нас Китай-мировая фабрика всего, Япония и Южная Корея высокотехнологичные и богатые державы, с другой Евросоюз с высоким индексом потребления и численностью населения около 0.5 млрд. человек. А по середине мы, страна с безграничными возможностями по транзиту и приличным ростом потенциала потребления товаров и услуг. Если предположить, что всё таки ТС заработает как единый организм с синхронными логистическими, правовыми и экономическими процессами, то результатом этого может быть рост объединенного ВВП на 400 млрд.долл. США в ближайшие 10 лет, как посчитали аналитики Таможенного Союза.

Отдельно надо отметить, что товарные поставки во всём мире идут по кратчайшему пути с минимальным количеством перевалок и остановок. А новый, более либеральный Таможенный кодекс ТС просто обязывает способствовать этому порядку вещей в рамках ТС. Иначе незамедлительно и остро встанет вопрос, зачем всё это затевалось. По образцу и подобию Евросоюза или мини ВТО!? Но ведь там как раз и есть гармония на основе Международной конвенции об упрощении гармонизации таможенных процедур и Рамочных стандартов безопасности и упрощения торговли ВТО. Там нет пробок на таможенных переходах, добродушна приграничная таможенная служба, а взятки таможенникам являются событием вероятность которого сравнима с появлением динозавров в нашей столице. Скорее всего, в результате нового образования,  а именно правовых и экономических механизмов Таможенного Союза  на основе Единого таможенного тарифа и унифицированного порядка таможенного регулирования по новому откроются возможности, ранее ограниченные внутренними границами трех государств.

При этом многое будет зависеть от дееспособности Комиссии таможенного союза, по существу - наднационального министерства внешней торговли ТС, демонстрирующее максимальную информационную открытость в интернет пространстве, что придает определенную уверенность деловым кругам.

Предполагаю, что возникнет реальная конкуренция в среде чиновников таможенных служб государств ТС за более  корректное, быстрое и комфортную очистку импортных и экспортных товаров. За этой конкуренцией потянутся и технологии, используемые в развитых государствах в местах таможенной очистки товаров. Итогом этого объединительного процесса, через какое то время, должно стать внедрение отработанной технологии электронного декларирования через Интернет. Увеличится конкуренция между поставщиками товаров на те или иные рынки Таможенного Союза. Конкуренция в торговле это всегда понижение цены для покупателя, то есть для нас с Вами. Есть надежда, что при разумной конкуренции качество поставляемого товара так же возрастет. А как иначе?!

Более интенсивно пойдет обмен технологиями и идеями для преобразования информационной среды Таможенного Союз в котором центральное место займет создаваемая Интегрированная информационная система внешней и взаимной торговли таможенного союза, подкрепленная принятием международного соглашения наших государств о применении информационных технологий при обмене электронными документами во внешней и взаимной торговле . Это ведь как бы новый рынок для каждой из сторон участниц Таможенного Союза. Так наш интернет-портал  "Виртуальная таможня" (www.vch.ru) перешёл с 1 января 2010 года на увеличение информационных разделов, посвященных законодательствам Казахстана и Белоруссии применительно к Таможенному Союзу. Тем самым, расширяя горизонты информационного пространства для участников ВЭД, по национальными  вопросам юридического и практического характера в таможенной сфере для территории Таможенного Союз..

Значительно увеличится миграция квалифицированной силы в рамках ТС. Новые, свежие мозги ни когда не мешали на одной экономике мира. И кстати, на стыке этих миграционных потоков, как раз и будет образовываться дополнительный рост ВВП всех трёх участников Таможенного Союза. Ведь только люди делаю деньги, и ни как иначе. 

Транспортная сфера уж точно оживится из-за простого отсутствия внутренних границ ТС и за вынужденного простоя на них всех типов транспорта.

За счет дополнительных, конкурентных, а значит более дешевых товарных потоков увеличится загрузка логистических парков и терминальных комплексов во многих крупных городах России. Появятся дополнительные рабочие места.

5. Какие меры, по Вашему мнению, необходимы для развития логистической отрасли в России?


Ответ: В любом развитом государстве к логистической отрасли относятся со вниманием, уважением. Эти государства поддерживают логистов длинными и не дорогими кредитами, строят для логистических операторов инфраструктуру к логистическим паркам, дают различные налоговые льготы на период становления и развития. Дотируют лизинговые платежи дорогостоящего, высокотехнологичного оборудования для современных складских комплексов  класса "А".  Активно привлекают логистических операторов в государственные проекты с чётким и стабильным приработком. Вот такие же условия для логистических операторов, как минимум, необходимы и в нашей стране. Я бы пошёл ещё дальше, на законодательном уровне прописал бы минимальные ставки на основные логистические услуги, хотя бы на ближайшие 3 года после кризиса, которые не должны быть уменьшены ни каким тендером. Это помогло бы сохранить логистическую отрасль и в дальнейшем развить её до уровня действующего в государствах, законодателях логистической сферы как Германия, Америка, Япония и др...  Но самый главный приоритет – неукоснительное и единообразное исполнение положений Таможенного кодекса таможенного союза!

6. Как Вы оцениваете новую законодательную и нормативную базу (Таможенный кодекс таможенного союза, Единый таможенный тариф и меры нетарифного регулирования) с точки зрения защиты интересов участников ВЭД? Какие наиболее серьезные ошибки или недочеты в этих документах Вы могли бы отметить?

Ответ: Ваш последний вопрос, как минимум потянул бы на две больших статьи, но постараюсь с ответом уложиться по короче.

Таможенный Кодекс ТС это целое творческое произведение на основе юридических компромиссов, объективных либеральных правил в изменившемся мир, а так же  специальных правовых норм, актов и регламентов для работы, как таможенных органов, так и участников ВЭД государств-членов Таможенного Союза. Таможенный Кодекс ТС строго описывает правила игры между таможней и участниками внешнеэкономической деятельности. И чем однозначнее и либеральнее они будут, тем больше выигрыш как для участников ВЭД, так и для госбюджетов стран ТС.

 Документ ёмкий и включающий в себя 8 Разделов, 50 Глав и 372 Статьи.

 При этом, на стадии введения Кодекса в действие, экспертами по вопросам совершенствовании таможенного регулирования уже вносятся соответствующие предложения по совершенствованию норм Кодекса, в частности:

В первую очередь по совершенствованию понятийного аппарата Кодекса (ст.4) в котором не использованы определения Конвенции Киото - «декларация на груз», «декларация на товары», «очистка», «проверка декларации на товары», «проверка товара» и некоторые другие.

Содержание ряда терминов Кодекса - «выпуск товаров», «свободная таможенная зона», «таможенная декларация», «таможенный контроль» не в полной мере соответствуют содержанию аналогичных определений, используемых Конвенцией Киото.

Неоднозначно используются в Кодексе термины - «таможенное декларирование товаров», «таможенное декларирование», «декларирование товаров» и в его тексте целесообразно использовать единый термин – «декларирование товаров».

2. Нормы Кодекса, содержащиеся в главах 42 - 43 Кодекса (таможенные процедуры уничтожения товаров и отказа от товаров в пользу государства), не соответствуют положениям Главы 1 «Формальности, предшествующие подаче декларации на товары» Специального приложения «А» Конвенции Киото. Следование указанным положениям Конвенции нашло свое отражение в нормах статей 125 - 128 Таможенного кодекса ЕС.

3. Правовые предписания ст.7 Кодекса – правоохранительная деятельность таможенных органов – не относятся к предмету его регулирования. Указанная деятельность таможенных органов осуществляется в соответствии с национальным законодательством, на что и сделаны 3 отсылки в тексте указанной статьи.

4. В Кодексе не используется определение «очистка», содержащееся в Главе 3 «Очистка и другие таможенные формальности» Генерального приложения Конвенции Киото.

Как видите возможностей для совершенствования Кодекса предостаточно!


С 1 января с.г. действует Единый таможенный тариф таможенного союза (ЕТТ) - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС).

О ЕТТ необходимо отметить, что этот документ на ровне с Таможенных Кодексом Таможенного Союза установил определённые правила, но поданные к применению исключительно в цифрах. Со строгостью привередливого бухгалтера прописано сколько с чего начисляется в зависимости от категории и группы товара. Стабильность и неизменность ЕТТ на горизонте хотя бы 1-2 лет могло бы обеспечить прогнозируемые условия деятельности, как участников ВЭД, так и других резидентов товаропроводящей цепочки в странах Таможенного Союза. Ведь если жонглировать тарифом, то ни одна компания не сможет сформировать  свой бюджет ни в оперативной, ни в долгосрочной перспективе. Да и вообще стабильность в этом вопросе, как показывает мировой опыт, превыше всего!  


Интервью провела Ольга Заикина,
Главный редактор журнала
"Таможенное регулирование. Таможенный контроль"
3 мая 2010 года.

Теги: таможенный союз, Виртуальная таможня, логистика, таможенный кодекс
Автор(ы):  Елин Владимир Александрович